Не вижу смысла существовать.

Вопрос психологу:
Последние несколько лет я не имею никакой цели. После окончания учебы я поняла, что не знаю, чем хочу заниматься. Желание найти работу в интересном месте обломалось, никто никуда не пригласил на последних курсах. На мои письма никто не отвечал, а я слишком гордая, чтобы унижаться и месяцами выпрашивать место там, где мне интересно работать. Я ненавижу людей, уже 6 лет я работаю в аптеке, они бесят меня своей тупостью и хамством, но это единственное дело, которое я знаю хорошо и не уношу с собой домой после рабочего дня. Попыталась отвлечься недавно, устроилась педагогом, даже диплом получила. Напряг огромный, а выхлоп минимальный, и у меня обострилась неврология, хлопнула дверью, вернулась в аптеку. Живу по течению, ничего не радует, везде вижу только проблемы и неприятности. Много лет имею лишний вес, с переменным успехом борюсь с ним, сейчас устала, забила, жирею. Летом повредила колено, долгие прогулки, которые я любила, теперь мне недоступны. Могу заплакать без особой причины, основное настроение - бухтеть, как у старой бабки. И ладно бы ради юмора, так на полном серьезе. Бывают приступы ярости, агрессии, но я давлю их в себе, чтобы не посчитали психом. Раздражают родственники своими вопросами "когда замуж", "когда дети", аж хочется втащить леща после этих слов. Ладно хоть живу отдельно. Никогда не было отношений, я боюсь мужчин и не умею с ними общаться (в детстве меня домогался дед). Я замкнутая и очень стеснительная, заикаюсь с самого детства, в минуты стресса (любое начало неудобного разговора) - очень сильно, так что ни слова не могу сказать. Психиатр в поликлинике посмеялся и отправил домой с выпиской пустырника. Панически боюсь бедности, жадничаю, хотя и понимаю, что излишне. В голове всегда счётчик, что и сколько стоит. Устала от такого существования, становится только тяжелее. Поездка летом на море ситуацию не исправила. Ощущение, что если завтра объявят бесплатный расстрел, я первая взойду на эшафот. Сама с собой сделать ничего не смогу, ещё понимаю, что это ненормально, и боюсь боли. Не хочется ничего, нет никаких мечт, целей, желаний. Всё пусто и бессмысленно. Никакие занятия не влекут, просто отстаньте от меня все и не трогайте... Буду лежать и смотреть на улицу. Тошнит от себя, ненавижу.
Как можно выйти из этого состояния и снова захотеть что-то делать? Или все так живут и всех всё устраивает?
Автор вопроса: Кирсана Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Кирсана!
Из Вашего письма могу сделать выделить следующее заключение:
- непроработанная детская травма - сексуальное домогательство родственника, является причиной сегодняшних проблем, таких как непринятие себя и других, а также проявления агрессии в поведении , которые возникли в результате подавления эмоции злости и неумения ее выражать. Депрессия является следствием пережитой травмы и сейчас она проявляется негативным мышлением о себе и о будущем; нежеланием что-то менять, отвращением к любой деятельности, т.к. ничто не приносит радости и удовлетворения;отсутствием физической активности и, как следствие, увеличением веса; ограничением социальных контактов; и мыслями о суициде.
Наверняка проблемы в общении, самоопределении и самооценке появились у Вас много лет назад. И, на мой взгляд, они были обусловлены детской травмой, связанной с сексуальным насилием. Скорее всего, после такого травматического опыта Вы перестали доверять людям и замкнулись в себе, пытаясь таким образом защитить себя. Сейчас Вы злитесь на людей, т.к. до сих пор обижены и переживаете то, что с Вами произошло в детстве. Вы ждете, что люди обидят или используют Вас, боитесь начинать отношения, чтобы избежать повторения травматической ситуации, эмоциональной боли, разочарования. В сюжете мультфильма «Кирику и колдунья», который я рекомендую Вам посмотреть, есть история об отравленном шипе, который злые люди воткнули в спину девушке. Она стала колдуньей, вредящей людям, а вокруг нее образовалась выжженная пустыня. Это метафора травмы, когда человека обидели, он пытается отомстить людям злом за причиненное зло, никому не доверяет и страдает от одиночества.
Люди, имеющие опыт жестокого обращения или насилия часто внешне кажутся спокойными, но внутри они всё еще ощущают боль, страх, гнев и подавленность. Поскольку эти чувства постоянно удерживаются под контролем, иногда могут возникать перепады настроения, вспышки гнева или слезы без видимых причин. В другие моменты человек может быть рассеянным, что является проявлением диссоциации. В мыслях он находится далеко, его эмоции притуплены и все вокруг кажется нереальным. Это привычка, выработанная в детстве в качестве психологической защиты от насилия.Также время от времени могут возникать флешбеки (психопатологические повторные переживания) - яркие воспоминания, когда кажется, что насилие происходит прямо сейчас. Но, часто в своих отношениях с другими людьми, человек, переживший насилие, воспроизводит жестокое обращение из своего детства. Вследствие у него возникает тревога и депрессия. Ему может казаться, что его жизнь беспросветна, а сам он ничего не может и не стоит. Низкая самооценка и чувство неполноценности не дают ему вырваться из замкнутого круга.
Избегание работы с травмой можно сравнить с избеганием лечения раны: ее перебинтовывают, но не лечат, боясь снова испытать боль. Это приводит к появлению вторичных проблем – нагноению, воспалению, заражению крови,отмиранию тканей и т.д., приводя к появлению очагов воспаления в других частях тела.Также и в психике – не интегрированная травматическая память приводит к возникновению дополнительных проблем вследствие применения неадекватных коупинг-стратегий, таких как избегание, уменьшение активностей, ограничение социальных контактов или наоборот, беспорядочность сексуальных контактов, употребление алкоголя и наркотиков и т.д.
Как это можно изменить?
Если есть возможность, обратитесь к психотерапевту, который поможет Вам справиться с травмой. На сегодняшний день наиболее эффективными методиками работы с травмой являются пролонгированная экспозиция (Эдны Фоа) и десенсибилизация и переработка движением глаз (Ф. Шапиро). Поработайте с мысленными образами и попытайтесь вернуть воспоминания о насилии. Восстановите и прочувствуйте каждый инцидент в деталях. Во время работы с образами выразите свой гнев на Вашего обидчика. Измените свою позицию беспомощного ребенка в переживаемой ситуации. Не вините себя - Вы ничем не заслужили жестокого обращения. Если это возможно, то, когда будете готовы, встретьтесь с ним лицом к лицу или напишите ему письмо. Постепенно учитесь доверять людям и сближайтесь с теми, кто этого заслуживает. Попробуйте вступить в отношения с партнером, который уважает Ваши права и не хочет причинять Вам боль. Не используйте привычные стратегии (например: нападать первой, видеть в людях только угрозу, отстраняться и уходить от общения), постепенно пробуйте менять свое поведение, раскрывайтесь.
Если будут вопросы – пишите, буду рада Вам помочь.