Тотальная неуверенность в себе, комплексы и тараканы.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! Текст будет объемным, спасибо всем, кто дочитает эту портянку до конца. У меня нет одного конкретного вопроса, я просто запуталась во всем, что со мной происходит и почему это происходит. Мне нужен взгляд со стороны, возможно, я не замечаю чего-то важного, отчего идут все мои проблемы и заморочки.
В общем, начну с того, что я замечаю за собой признаки социофобии. Мне очень тяжело учиться, хоть я и (как мне кажется) достаточно способная девушка. Мне страшно выступать на семинарах, я боюсь сказать что-то не так, боюсь ошибиться, боюсь, что одногруппники будут меня обсуждать или смеяться надо мной, боюсь встречных вопросов преподавателя, и даже если знаю правильный ответ, почему-то боюсь произнести его вслух и молчу, боясь сказать что-то глупое, из-за чего у преподавателей (опять же, как мне кажется) складывается обо мне неправильное мнение, что в последствии влияет на мою оценку на экзаменах. Все дошло до того, что я вообще перестала выступать. И когда все нормальные люди получают свои заслуженные (и не очень) автоматы, я иду на экзамен, и получаю там тройки, потому что боюсь сказать на экзамене что-то не то или от паники вообще забываю все, что учила. Также с выступлениями был очень травмирующий опыт в прошлом году, я участвовала в конкурсе на иностранном языке, где нужно было эмоционально рассказать текст, заранее выученный наизусть. В итоге я так разволновалась, что когда подошла моя очередь, я вышла к микрофону, сказала «здравствуйте» и забыла весь свой текст просто напрочь, меня охватил приступ какой-то паники, а когда начала убегать со сцены, ударилась головой о микрофон...ну, в общем, вы поняли. Понимаю, что ситуация больше забавная, я даже в состоянии над ней посмеяться, но если кто-то в шутку её упоминает, меня разрывает от обиды, еле сдерживаюсь, чтобы не разрыдаться при всех.
Кроме всего этого, у меня есть общие проблемы со взаимодействием с миром, что ли. У меня есть молодой человек, мы учимся в одной группе и живём тоже вместе. Он - мой щит от «злого» мира, я хожу на пары только благодаря ему, наверное. Я не могу зайти первой в аудиторию, где уже есть люди, он это делает за меня. Конечно, он часто из-за этого злится, говорит, что я должна начинать хотя бы это делать самостоятельно, иногда я это делаю, но чувствую себя просто ужасно, вся трясусь, лицо застывает в каком-то нелепом выражении, и я даже поздороваться с группой нормально не могу, тихо говорю «привет» и ныряю на задние парты. По универу мы тоже, конечно, всегда ходим вместе. Надо в деканат за ключами - я туда ни ногой, прошу парня зайти, в столовую пойти одной? Ни за что! Спросить что-то у преподавателя? Не-ет, до свидания. Я даже по этажам передвигаюсь без него как каракатица какая-то, хотя проблем со здоровьем у меня нет вообще. Если МЧ встречает своего знакомого, и я остаюсь одна, то чувствую себя как маленький брошенный беспомощный котёнок, который не знает куда податься и что вообще делать, поэтому в таких ситуациях я утыкаюсь в телефон и стараюсь ни на кого не смотреть, просто бы забиться в угол подальше... У меня есть, так скажем, «приятели» в другой группе, я могу с ними пойти покурить, пообщаться, время провести, «поржать», я с ними чувствую себя комфортно, не стесняюсь и не мямлю, короче веду себя как обычный нормальный человек, хотя в душе и понимаю, что у них своя компания там, и как бы хорошо они ко мне не относились, я в число их близких друзей никогда не войду. Чувствую, что я им не особо интересна, а-ля такая девочка, с которой можно поговорить, пока куришь. Но иногда, когда людей становится больше или к разговору присоединяются люди, с которыми я мало знакома, я опять начинаю закрываться, отмалчиваться, боясь что-то не то сказать, ведь я не знаю, как этот новый для меня человек будет реагировать. И вот я лавирую между этими состояниями, когда все нормально и когда я боюсь вздохнуть громко. И веду такую двойную жизнь, с близкими и родными - нормальная, в условиях социальной ситуации - дрожащее, боящееся всего нечто.
У меня есть комплексы по поводу внешности, они были всегда, сколько себя помню, хотя объективных причин комплексовать нет, ну или не было. Я слежу за собой, зубы чищу, волосы укладываю, одеваюсь по-молодежному, так скажем, не жалею времени на то, чтобы следить за тем, как я выгляжу (потому что если я хоть на йоту буду выглядеть не так, как мне надо, я весь день буду ходить и накручивать себе, что вдруг у меня то, а вдруг это, а сегодня я как-то не так оделась, накрасилась....) И я постоянно сравниваю себя с другими, мне кажется, что я выгляжу как-то несуразно, что ли. Мне все время кажется, что я толстая, за последний год - да, я действительно немного набрала вес, но не критично. И вот я как бы не считаю себя жирной уродиной, и в глубине души знаю, что это вообще далеко не так, что я милая симпатичная девушка и все в таком духе, но чувствую я себя именно как жирная некрасивая дура. Из-за этого я часто ревную парня. Если я замечу, что он хоть краем глаза посмотрел на какую-то мимо проходящую девушку, которая выглядит лучше меня, то я, конечно, промолчу или в крайнем случае брошу на парня грустный обиженный взгляд, но после этого ночью буду тихо грустить или пускать слезы ненависти к себе. Ненависти за то, что ревную непонятно к чему, и за то, почему я тоже не могу выглядеть также хорошо и идти по улице уверенной походкой, а не выглядывать из-за спины парня, крепко вцепившись в него, как будто меня кто-то украсть собирается.
Этим летом я летала в Корею поработать. Это был мой второй раз в Корее, и, также как и в первый раз, я ехала одна. Первый раз я ездила волонтером в хостел, убиралась там и все такое, у нас была классная компания из самых разных людей со всех уголков мира и я чувствовала себя очень комфортно, два месяца пролетели мгновенно. Второй же раз я ездила за конкретной целью - заработать на дальнейшее обучение в ВУЗе, поэтому поехала работать в клуб. Вопреки целой кучи моих переживаний, сама работа оказалась абсолютно нормальной. Суть в том, что гости приходят в клуб, и задача девушек, которые там работают, принять у гостя заказ, принести его и, если гостю симпатична девушка, то он покупает ей «коктейль» (в кавычках, потому что коктейль - это просто сок, напиваться на работе мало кто хотел), в общем такая «проституция» общения, если это можно так назвать. И несмотря на мои особенности, мне наоборот очень хотелось пообщаться с гостями! Некоторые из них были глубоко одинокими людьми (хотя они этого и не говорили), разных профессий, просто по-человечески было интересно с ними поговорить. Но вокруг много красивых девчонок, и случалось так, что все сидят со своими гостями, танцуют, а я...сижу одна, никому не интересна, никому не нужна. И опять начинаешь себя накручивать, тут у меня не так, там не так...Плюс у меня есть какая-то странная боязнь женственной одежды, ну не могу я ходить в юбках, платьях, на каблуках, чувствую себя как корова на льду, не в своей тарелке совершенно, в такой одежде мне становится страшно, не по себе, как будто это не я, а другой человек. Есть и проблемы и интимного характера, связанные с этой темой, но это дело десятое. А на работе нужно было выглядеть именно так, женственно, нежно и изящно. И весь мой дискомфорт, все мои комплексы стали моим маленьким каждодневным адом на два месяца. И я думаю, что, конечно, со стороны все это было видно. Мне казалось, что все вокруг лучше меня, а я даже повеселиться от души не могу, вечно какая-то скованная. В общем, вся эта ситуация только укрепила мою неуверенность в себе...
Ну, «вкратце» вот такая моя история. С родителями у меня хорошие отношения. Когда у меня был переходный возраст, мы с мамой жили на ножах, но теперь все наладилось, я ее очень люблю, каждые выходные езжу домой, заезжаю к бабушке с дедушкой тоже, я их обожаю..
Не знаю, как это все подытожить, просто написала то, что на уме, что грызёт меня. В чем моя проблема - не знаю... Что с этим делать - тем более.
Автор вопроса: Марина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Чинючина Алина Равилевна.
Здравствуйте, Марина.
Если судить по вашему описанию, у вас, вероятнее всего, проблемы с самооценкой, откуда идет и все остальное - и неуверенность в себе, и комплексы, и страх выступать перед людьми, страх ошибиться и проч. Заниженная самооценка как раз и сопровождается такими вот состояниями, а происходит это потому, что человек базово считает себя недостойным внимания, любви, общения и всего остального, считает, что все, что он делает, недостойно вообще доброго слова. Мучительное, надо сказать, состояние, очень вам сочувствую.
Откуда взялась у вас проблема с самооценкой, можно только догадываться. Но делать с этим что-то можно и нужно, иначе с годами проблема может усугубиться.
Конечно, в идеале лучше было бы раскопать первопричину. Если сможете, постарайтесь вспомнить, когда и кто в первый раз мог сказать вам, что вы плохая, неумеха, никчемная, глупая и так далее. Чаще всего это бывают родители, как ни грустно, притом обычно так происходит на протяжении длительного времени, а не разово. Возможно, была в вашей жизни какая-то ситуация, в которой вы очень старались выступить как можно лучше, готовились, трудились, а в ответ получили очень негативную оценку окружающими – вплоть до насмешек. Возможно, вы этого и не вспомните, потому что психика старается обычно такое из сознания вытеснить, помнить травмирующие события нам всегда тяжело.
Если вы сможете это найти в памяти, попробуйте мысленно проиграть ситуацию по-другому. Как будто фильм про себя заново снимаете и переписываете сценарий, переделываете эпизод на удачный. Прокрутите удачный эпизод снова, снова, несколько раз – до тех пор, пока внутри не почувствуете тепло, уверенность в себе и доброе отношение к самой себе. Описать это состояние сложно, но почувствовав, вы его сразу узнаете.
Если не сможете – ничего страшного. В таком случае просто вспомните, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы оказывались на высоте, у вас что-то получалось замечательно, вас хвалили и говорили, что вы молодец. Вспомните как можно четче, какие эмоции вы в тот момент испытывали, и постарайтесь воспроизвести их заново. Радость? Восторг? Удовольствие? Счастье? Ощутите их как можно сильнее и ярче!
И теперь, выходя из дома, натягивайте это состояние на себя, как маску. Погружайтесь в эти радость и уверенность снова и снова, удерживайте как можно дольше. Да, сразу это не получится, но постепенно, с тренировками, - вполне.
Можно сделать по-другому. Есть у вас какой-то образец для подражания, на кого вы хотели бы быть похожей? Киноактриса, модель, знакомая, которой вы восхищаетесь, подруга, литературный герой? Вспомните, как этот образец ведет себя обычно. А как вы думаете, в подобных вашей ситуациях как она могла бы себя вести? Прятаться по углам или улыбаться и разговаривать? Постарайтесь представить как можно более отчетливо. А теперь – представьте, что вы играете роль. Ее роль. Вы – это она. И действуйте, как действовала бы она. Вы наверняка будете себя вести немного по-другому. Раз, другой – а там и ваше естественное поведение начнет меняться, «маска» прирастает.
Дальше. Найдите в себе что-то хорошее. Ваши положительные качества, черты внешности, ваши «изюминки». Не можете сами – попросите близкого вам человека, но только того, который действительно хорошо к вам относится и не будет под видом «я же хочу как лучше» говорить о ваших недостатках, нам это сейчас не нужно. Подумайте, в каких ситуациях эти ваши черты характера проявляются ярче и чаще всего. Похвалите себя за это! Что касается внешности – как вы могли бы подчеркнуть ваши плюсы? У каждого из нас во внешнем облике есть то, что мы подчеркиваем и выставляем, а есть то, что прячем. Может, у вас красивые глаза – научитесь их подкрашивать. Может, тонкая талия – найдите фасон, который это показывает, но прячет, к примеру, полные ноги… и так далее. Понимаю, это сказать легко, а сделать сложнее – но не невозможно.
Насчет выступлений перед публикой. Это «лечится» только тренировками. Чем больше будете выступать, тем увереннее станете себя чувствовать. Для начала попробуйте все свои предполагаемые выступления (к примеру, перед семинарами) репетировать дома перед… стульями, куклами, попугайчиком, мамой и бабушкой, перед зеркалом, наконец. Тексты наизусть вы учите, видимо, легко, но не растеряться в нужный момент перед толпой – тоже навык, которому учатся. Сначала будет трудно, потом – легче, поверьте опыту преподавателя.
Дальше. Каждый вечер перед сном подходите к зеркалу и говорите себе: «Я тебя люблю». Сначала будет почти невозможно, будут слезы, неверие, отвращение. Не прекращайте попыток, и потом станет легче.
Вот это – примерные способы самопомощи. Сделать это с психологом будет, конечно, легче, но и самостоятельно вполне возможно. Удачи вам, все получится!