Как побороть неуверенность в себе и научиться принимать себя такой какая есть?

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Ирина и мне очень нужен совет специалиста о том, как побороть неуверенность и научиться принимать себя такой какая есть. Дело не в том как я выгляжу, мня устраивает мой внешний вид, а в том что из себя представляю как личность и специалист, работающий в своей области. Я уже много лет занимаюсь графическим дизайном и всю жизнь воспринимала свою самокритичность и придирчивость к себе и другим людям как плюс, помогающий мне расти над собой и совершенствоваться. Но со временем замечаю, что эти качества начали приобретать уже нездоровый, маниакальный характер мешающий жить и демотивирующий любые начинания. Очень сложно стало объяснить себе самой, что всегда будут люди которые в той или иной области превосходят меня и это нормально, и что правильно сравнивать себя не с ними, а с собой вчерашней. Словно в каком-то вонючем болоте мысли каждый лень копошатся, очень выматывает. Комплименты перестают звучать приятно, возникает ощущение, что я их не заслуживаю. Мозгами понимаю, что в данной ситуации меня есть за что похвалить, а внутри полное противоречие - "меня хвалят лишь потому что меня любят или хорошо относятся, а это не объективная оценка".
Делиться с близкими людьми этой проблемой так же сложно. Окружающие меня безусловно всегда поймут, выслушают и поддержат, постараются разуверить, отвлечь, развеселить, приведут сотню доводов, почему я неправа. И это работает ровно до того момента, пока я не остаюсь наедине с собой.
Мне порой кажется, что эту проблему я запустила в силу влияния менталитета в котором росла. Нет, это не из-за строгости родителей. У меня легкая, необременённая тяготами жизнь. Счастливое детство, любящие родители, надежные друзья, заботливый муж. Все всегда было и есть хорошо. И жаловаться в таких условиях просто глупо, ведь есть много людей с настоящими, в отличии от меня, проблемами. А я просто забила голову глупостями и ношусь с ними как с писанной торбой, лучше бы делом занялась.
Вот как-то так и живем, я и мой невеселые тараканы в голове.
В конце хочу сказать про себя, что я не люблю страдать. Меня раздражает, когда люди лелеют и бегают со своей "печалькой" получая удовольствие от сочувствия других. Просто выговориться мне не помогает. Мне нужен совет, способ, тактика все что угодно, что поможет перестроить мышление и выбраться из этого подвешенного состояния.
Спасибо, что уделили время и дочитали до конца. С уважением. Ирина.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Ирина, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение.
Вы пишите, что испытаете т.н. "синдром самозванца" - когда сложно признавать свои достижения, кажется, что если что-то действительно получилось хорошо, то только потому, что обстоятельства сложились благоприятно, кто-то помог дельным советом и пр. Но собственный вклад в результат обесценивается или кажется ничтожным. Вы также пишите, что, как правило, очень критично подходите к оценке своей работы, т.е. отмечаете в себе черты перфекциониста, которые также мешают Вашему восприятию происходящего и обесценивают Ваши достижения.
При этом Вы сами осознаёте неэффективность такого подхода, понимаете, что действительно, всегда будет кто-то более успешный, эффективный и имеет смысл сравнивать свои результаты с собственными же результатами в прошлом и в этом сравнении искать динамику и прогресс.
Но эта "мысленное болото", как Вы его называете, этими размышлениями не удовлетворяется, оно продолжает занимать Ваши мысли, подтачивая самооценку и в, целом, искажая восприятие происходящего.
Истоки такого поведения имеет смысл опять же поискать в детстве. Как правило, человек, который хочет быть лучше всех, достигать самого лучшего результата, в детстве усвоил следующую модель поведения: я - хороший только тогда, когда я лучше всех. Меня хвалят, только тогда, когда я показываю хороший результат. Если же это не так, то, условно, я плохой и ничего не значу. Возможно, такое поведение - стремление к превосходству, к наилучшему результату поощрялось близкими и в итоге переросло в некий паттерн поведения. При этом со временем, эта внутренняя установка на достижение настолько обросла дополнительными требованиями, этот снежный ком настолько стал необъятным и неподъемным, что перестал вписываться "в двери" происходящего с Вами, а стал заполнять все мысли.
Вы спрашиваете, как именно с этим стоит работать?
А. Первый шаг Вы уже сделали - осознали, что у Вас есть неэффективные установки. И на этом этапе важно понять какие именно ценности данные мысли для Вас олицетворяют? Почему Вам так важно верить в правдивость этих мыслей? Что именно эти мысли значат для Вас? Если получится выявить ценность - спросите себя - как ещё можно эту ценность реализовывать в жизни? Желательно выявить несколько направлений для реализации ценности.
Б. Также важно попробовать дистанцироваться от своих мыслей. Представьте себе, что находитесь на берегу реки, наслаждайтесь её неспешностью, текучестью, этим чистым искрящимся потоком и смотрите как листья плавно скользя по воздуху, опускаются на воду и становятся частью потока. Представьте, что эти листья - Ваши негативные мысли, но теперь Вы смотрите на них, как сторонний наблюдатель, а не через них. Понаблюдайте, как Ваши мысли сливаются с водным потоком и уносятся прочь. Попробуйте определить что именно в этом момент Вы почувствуете? Как такое восприятие мыслей откликнется в Вас?
В.Следующий шаг: оценка тех мыслей, которые провоцирует Ваши негативные переживания. Задайте себе следующие вопросы:
1. Какие существуют объективные доказательства этой мысли? Что будет, если я продолжу верить в правдивость этой мысли?
2. Что именно данной мысли противоречит?
3. Какое объяснение происходящего наиболее правдоподобно? Какая мысль будет в этом случае наиболее адаптивной?
4. Чтобы я мог посоветовать другу, который находится в этой ситуации?
На каждом этапе ответа отслеживайте свои ощущения. Что именно Вы чувствуете, когда формируете более адаптивные ответ? Довольны ли этой формулировкой? Чувствуете ли Вы некоторое успокоение?
Важно быть максимально искренней при ответе на эти вопросы и помните, что именно Ваша вера в свои неэффективные мысли только подпитывает их. Попробуйте усомниться в правдивости этих мыслей, не давайте пищу этим "чудовищам", подкармливая их своей верой.
Г. Попробуйте также сместить фокус в своей деятельности с результата на сам процесс. Понаблюдайте за собой в процессе работы, как Вам там? Что Вы чувствуете, концентрируясь на процессе, рассматривая результат как, условно, побочный продукт процесса? Спросите себя, какая роль Вам ближе: роль ремесленника (акцент на результат) или творца (акцент на процесс)?
Дайте себе время. Не ждите, что все установки мгновенно перестанут Вас терзать. Это работа, которая требует времени, внутренней концентрации и решимости с Вашей стороны.
Буду рада ответить на вопросы и продолжить работу в случае необходимости.
С уважением,
Алёна