Я ужасно стеснительный человек. Как перебороть страх?

Вопрос психологу:
Я ужасно стеснительный человек. Я боюсь задавать вопросы, просить помощи у коллег по работе, потому что боюсь казаться глупой, безнадежной. Я всегда долго переживаю после любой критики, чувствую себя раздавленной. Мне сложно заводить друзей среди коллег, т.к. мне кажется, что я во всём хуже их. Как мне полюбить себя такой, какая я есть, как не бояться быть глупой, нелепой, страшной...?
Я программист, все мои коллеги успешные, интересные, спортивные и неглупые. Постоянно кто-то где-то путешествует, занимается активным спортом, общается на иностранном языке. Я же не такая, на все это у меня пока нет ресурсов, поэтому я чувствую себя "лохушкой-тихушкой". На работе у нас общий чат, где человек 100. Я боюсь писать там даже словечко, т.к., мне кажется, что всем покажется это странным, глупым. Недавно меня расстроила обычная просьба коллеги в общем чате о том, чтоб я не писала вопросы в личку, а обсуждала все со всеми в общем чате, чтоб кто-нибудь да нашел решение. Я понимаю его, но тем не менее мне было обидно, что он не попросил меня об этом лично, а написал у всех на виду, будто пытаясь меня унизить. Что, конечно же, вряд ли было именно так, но мне показалось это унизительным. Самое смешное, я расстроилась, из-за того, что меня можно расстроить такой мелочью, как маленькая девочка. Я переживаю, что никак не могу перебороть какие то детские страхи. Чувствую себя маленькой обиженной девочкой. У меня нет технического образования, основы, как у моих коллег, я самоучка, поэтому мне все даётся немного дольше. И это ещё одна из причин моей неуверенности в себе. Как мне ее преодолеть?
Автор вопроса: Мария Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Мостицкая Татьяна Игоревна.
Добрый день, Мария.
Действительно, неуверенность/уверенность в себе формируется из детского и подросткового опыта. Этот опыт состоит из отношений с родителями, их реакций на Ваши успехи и неудачи, учителей в школе, которые постоянно оценивают, друзей и остального социума вокруг. Неуверенность в себе, как Вы ее описываете, строится на том, что Вы бессознательно хотите быть идеальной и боитесь, что кто-то увидит, что это не так. Внутри себя Вы и сами это понимаете, но страх того, что это увидят другие ограничивает Вас, поэтому Вам тяжело общаться с другими, просить их о чем-то, высказывать свое мнение.
В связи с этим, ответ на Ваш вопрос: «Как мне полюбить себя такой, какая я есть, как не бояться быть глупой, нелепой, страшной...?», заключается в следующем – нужно себя принять. А для того, чтобы это сделать, нужно себя узнать. Не возможно полюбить того, кого ты не знаешь. И судя по словам, которыми Вы себя описываете, Вы совсем не знаете себя настоящую. Скорее всего, Ваши знание о себя происходят из того, что Вы слышали о себе от других и это понятно, ведь мнения значимых людей вокруг нам важно, но оно не должно Вас определять. Никто не может стать идеальной картинкой, но Вы можете узнать себя и понять в чем вы хороши, а в чем- нет, что Вам нравится, а что нет, что приносит удовольствие, что получается хорошо, а что плохо. Узнавая себя настоящую, Вы станете относиться к себе лучше, ведь Вы будете объективно понимать, что в себе Вам нравится. То же касается внешности. Чтобы принять свою внешность, Вы должны изучить себя объективно и признаться себе, что в Вашей внешности Вам нравится, даже если кто-то говорил Вам иначе.
Механизм того, чтобы узнать себя прост – это опыт. Вам нужно идти в различный жизненный опыт и отслеживать, как Вы себя чувствуете, что нравится из того, что Вы пробуете, что нет, что хорошо получается итд. Здесь же Вы должны переступить и через свой детский страх – бояться глупо выглядеть, быть «странной» итд. В данном случае стоит вспомнить фразу «глаза боятся – руки делают». Если перебороть этот страх самостоятельно и идти в опыт у Вас не получится, значит в корне лежит какая-то глубокая детская травма и для ее проработки есть необходимость обратиться к очному специалисту.
Знакомство с собой – это увлекательный, порой сложный и непростой путь, но именно он ведет нас к настоящей любви и уважению себя. Он позволит Вам наполнить себя уверенностью, которая будет с Вами постоянно, ведь источником будете Вы сами, в отличии от той уверенности, которую дает положительная оценка окружающих людей, она переменчива. А Вы у себя есть всегда.
С уважением,
Татьяна.