Зашкаливает чувство беспокойства и тревоги. Что со мной не так?...

Вопрос психологу:
Добрый день.
В последнее время (год), после перенесённого стресса (мы семьей собирались переезжать в другой город, сняли квартиру, перевели детей в школу и садик по месту жительства, но внезапно планы рухнули и мы вынуждены были остаться на прежнем месте), а сразу после- гриппа, я изменилась до неузнаваемости. Я стала очень раздражительная, постоянно срываюсь на близких, кричу, конечно не на ровном месте, у меня гиперактивные дети, я занимаюсь ими и домом одна, муж бывает дома только вечером.
Очень долгое время нахожусь в декрете (9 лет), конечно, дети (у меня из 3), забирают все силы. За последний год я очень часто болела (ОРВИ, проблемы с ЖКТ, грипп, пневмония) и не болела, но мне ставили не утешающие диагнозы, которые в последствии не подтверждались, НО это нанесло большой урон моему психоэмоциональному состоянию, появилась постоянная тревога, я все время чего-то жду плохого. Дети тоже часто болеют и когда врач говорит: ангина, ОКИ или подозрение на аппендицит (это последние диагнозы), меня бросает в холод, жар, начинается внутренняя дрожь похожая на тремор, но внешне я остаюсь спокойной.
Я начала бояться нервничать, потому что придумала, что все проблемы со здоровьем из-за нервов. Предполагала, что это панические атаки, проанализировала- не похоже, у меня нет чувства паники и страха, не бьется бешено сердце, я не боюсь умереть, это просто зашкаливает чувство беспокойства и тревоги. Ходила на сеансы психотерапии, мне стало гораздо лучше с третьего раза (всего было 5 сеансов), но в конце декабря мы уехали на праздники в тот город, куда так и не получилось переехать. В первый же день мне стало там психологически плохо, мне хотелось плакать, особенно ближе к вечеру накатывало, один вечер я просто дала волю чувствам и прорыдала в подушку, да стало легче, но почему таким образом?
Сейчас пью валериану с пустырником. Да, я взяла под контроль все свои крики, срывы и прочее, но это не приносит мне внутреннего комфорта, я все равно напряжена. Периодически бывает внутренний тремор в области груди и рук. Меня преследует чувство, что я схожу с ума. Ночью я засыпаю при участии в «хит-параде» мои мыслей, в такие моменты мне кажется, что мой мозг живет отдельной жизнью. Просыпаюсь с тем же- я спала, а мозг думал и переваривал все эти мысли в одиночку, я ещё не проснулась, даже глаза не открыла, а уже думаю, какие мне справки нужно собрать для дневного стационара детям и что приготовить на обед. Параллельно ведению дома и уходу за детьми я работаю мастером ногтевого сервиса, естественно дома. Очень любила свою работу, а теперь в ладоши хлопаю, когда клиент сообщает, что не придёт. В социуме начались проблемы, я не могу найти общих тем с людьми, кроме тех, что касаются детей и быта. Стоя в магазине и видя, что на меня смотрят, я начинаю везти себя, как страус желающий забить свою голову поглубже в землю, в такие моменты, я ощущаю внутренний дискомфорт. Моя жизнь стала совсем другой, я разучилась радоваться, я больше не умею заводить знакомства, я постоянно хочу плакать (ну по крайней мере, бывает, как накатит...), я тревожусь за каждого члена семьи у которого бьется сердце, разлюбила свою работу, постоянно хочу спать, меня все бесит и раздражает. Нет, я не жалуюсь на жизнь, я хочу, чтобы в моей голове появилась легкость. Мне надоели бесконечные непродуктивные мысли, напряжение и прочий дискомфорт. Так вот вопрос, могу ли я сама справиться со своим психоэмоциональным состоянием не прибегая к помощи психотерапевта (для бюджета моей семьи это непозволительная роскошь) и различных транквилизаторов и антидепрессантов (я не сторонник таких методов)? И не говорит ли это мое состояние о «сдвигах» в психике (шизофрении и всяких других проблемах психики)?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Юркевич Юлия Юрьевна.
Екатерина, здравствуйте,
Внимательно прочитала ваше обращение. Вы каждый день делаете громадный объем работы, воспитывая троих детей. Это, несомненно, требует большой концентрации и напряжения. И отнимает много сил и физических и психологических. Описываемые вами симптомы говорят скорее об эмоциональной и может быть даже физической усталости, чем о наличии какого бы то ни было психиатрического диагноза. И все же точно ответить именно на этот ваш вопрос может только консультация у психиатра.
По времени, в течение которого вы находитесь в декрете – 9 лет, могу предположить, что старший ребенок только пошел в школу, а вполне возможно младшие ходят в детский сад или еще младше. Нагрузка на вас, и правда, большая. Если бы мы с вами встретились на приеме, я бы спрашивала о том, как вы спите и высыпаетесь ли? как у вас с аппетитом? как выстроен ваш ежедневный график? Сколько времени вы отводите на себя и где и как восстанавливаете свои силы и находите ресурсы? Кто вам помогает и как? И где вы могли бы получить помощь в своей работе «мамой»?
Я обычно говорю своим клиентам простое и проверенное временем правило: «счастливая мать, счастливые дети».
Для вас будет полезным начать с самых простых и даже кажущихся банальными вещей, направленных на создание для себя приятных моментов и поиска времени на отдых (поспать лишний часик, съесть вкусненькую вещь, как-то немного побаловать себя).
Человек, может сам восстановиться свои силы и свои ресурсы, нормализовать свое психоэмоциональное состояние, не прибегая к помощи психотерапевтов. И даже не прибегая к помощи антидепрессантов. Это возможно.
У вас отлично развита внутренняя рефлексия, вы хорошо чувствуете состояние своего тела и можете посмотреть на себя и на свое состояние как бы со стороны, поверьте это редкое и прекрасное качество, которое вы просто обязаны использовать для того чтобы помочь себе. Я возможно ошибаюсь, но поскольку в вашем обращении отсутствуют жалобы на детей и семью, могу предположить, что у вас сильный характер и вы выстроили свою систему, все планируете и вы ответственный человек. Просто ресурсы нашего организма ограничены и требуют пополнения. Регулярного пополнения.
Со всей присущей вам ответственностью сфокусируйтесь на поиске своих ресурсов и на их регулярном пополнении.
Скорее всего, психотерапевт учила вас: как нормализовать свое эмоциональное состояние, упорядочить поток мыслей, расслабить мышцы своего тела? Если нет, (5 сеансов, это очень мало) то существует огромное количество методов и способов, которые вы можете самостоятельно найти в интернете. Универсальных инструментов практически нет, каждый подбирает тот способ, который подойдет именно ему.
Кто-то занимается ежедневно утренними или вечерними медиациями, которые позволяют ослабить напряжение тела и ума и выровнять эмоциональный фон. Кто-то занимается гимнастикой или йогой, растягивая и расслабляя мышцы тела и через расслабление своего тела, снимает излишнюю загруженность мыслей.
Кому то достаточно еженедельных походов баню или сауну с друзьями, а кому-то необходимо два три раза в неделю сходить в бассейн. Все очень индивидуально.
Зная себя и свои предпочтения и желания, так хорошо отслеживая свои негативные состояния, вы можете сконцентрировать свое внимание на поиске того, что улучшает ваше эмоциональное состояние и помогает структурировать поток мыслей: попробуйте «дыхание по квадрату». Очень простая техника, можно найти ее описание в интернете. Главное делать ежедневно и всего по две-три минуты в день.
Ищите те минуты и мгновенья, когда вы чувствуете себя хорошо. Фиксируйте их в своем теле. Заботьтесь о них, коллекционируйте их. Накапливайте их.
В минуты тревоги вспоминайте о «здравом смысле». Приучите себя подвергать сомнению и критически относиться к своим тревожным мыслям. Хвалите себя за пусть даже минимальную победу над своими страхами и сомнениями.
Отслеживайте моменты когда вы стараетесь обесценить себя – ищите те опоры, которые позволят вам оставаться в стабильном состоянии, те смыслы на которые вы опираетесь в своей жизни. Еще раз повторюсь, уверена, вы прекрасный человек, который ежедневно делает громадную бесценную работу для своей семьи. Найдите возможность сделать такую же бесценную работу и для самой себя. Уверена, у вас все получится.