Подавление эмоций, не умею или как-то искаженно выражаю.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, долгое время я догадывался, но не мог определить или сформулировать свою проблему, в силу её наличия, скорее всего просто не хотел, игнорировал...Но недавно, основываясь на многолетнем самоанализе или рефлексии, если хотите, я заставил себя прийти к выводу, что у меня есть проблема с эмоциями, точнее с их подавлением. И главная беда в том, что это часть моей жизни, с этим сформировалась моя личность. Сейчас я понимаю яснее некуда, что с этим что-то надо делать, но всё настолько запутано и запущено, что нет больше жизненной энергии. Мне 36 лет, у меня ничего нет, ни семьи, ни детей, ни достатка, друзей тоже нет. Раньше я долгое время объяснял это тем что я интроверт, а может даже мизантроп отчасти, но от этого не легче, пресность моей жизни никуда не девалась. За всё что я не возьмусь быстро теряет интерес для меня, а со временем его почти не осталось ни к чему. хотя я не скажу что я совсем на дне, в силу своего характера и моральных принципов, которые при мне, я поддерживаю свой бессмысленный но всё же средний уровень образа жизни... курю, но периодически бросаю, пью периодически, но только в меру и качественный алкоголь, чаще всего один, на работу не забиваю и придерживаюсь каких-то основ, чтоб оставаться в колее, много лет не был в отпуске, какое-то время жили с девушкой, в итоге она от меня съехала, но мы в силу привычки продолжали то сходится то расходится и по сей день так и происходит. Вернусь к главному, как я уже и говорил, я давно живу с этим, а какое-то время назад я начал понимать что с моими эмоциями что-то не то, я их попросту не умею или как-то искаженно выражаю, зачастую подавляю или маскирую под какие-то более нейтральные эмоции. поэтому мне сложно находить общий язык с чужими людьми. Для меня всё это ещё настолько размытое и дремучее, что я понятия не имею с чего мне начинать работу с этой проблемой, с какого шага, как это всё осмыслить???
Автор вопроса: Дмитрий Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Дмитрий.
Спасибо за Ваше обращение. За то, что нашли слова, чтобы сформулировать вопрос.
Мне интересно ответить Вам.
Вы так уверенно пишете, что основной Ваш вопрос в эмоциях... Возможно, это и так. Смущает только Ваша фраза в письме: «Я заставил себя прийти к выводу, что у меня есть проблема с эмоциями». Почему заставили? Есть какая-то часть Вас, несогласная с этим? Или было трудно признать, что не умеете выражать эмоции? Я спрашиваю Вас об этом, чтобы Вы смогли задать эти вопросы себе и ощутить, точно ли дело в эмоциях или было что-то, что повлияло на привычку подавлять эмоции и на трудность находить общий язык с собой? Если это так, то рекомендую не продолжать самоанализ самостоятельно и записаться на полноценную очную консультацию ко мне (я провожу консультации в Скайпе) или к тому психологу, который Вам будет интересен. Потому что возможно Вы вспомните, когда это началось, произошло что-то травмирующее и стало трудно заходить в осознавание, понимание ситуации и тем более выражение эмоций. Либо если ничего явного не произошло, но в детстве Вы получили запрет на выражение эмоций. Вариантов может быть много. Здесь точно лучше смотреть со специалистом и аккуратно поработать с темой эмоций, чтобы не запутаться ещё больше и не закрыться эмоционально сильнее от самоанализа.
Чуть позже покажу ещё анатомическое объяснение. Оно может быть интересным.
Для начала предположу ещё один психологический аспект - Кризис 30 лет, поскольку Вы перечисляете, многое, чего у Вас нет и чего Вы не добились. Это очень характерно для Кризиса 30 лет.
При возможном неприятном ощущении от слова Кризис, это достаточно важное явление. Поскольку это период, когда человек подводит первые промежуточные итоги, пробует понять, чего он добился к этому периоду и самое главное - своё отношение к этому. Чаще всего (особенно у мужчин) кризис - это недовольство достигнутым и в 80% мужчина понимает, что он:
-достиг очень мало;
-добился не того, чего хотел;
-совсем ничего не добился.
Не знаю, попадаю ли в точку с моим предположением про кризис. Если да, то повторю, что для любого мужчины это трудный период. Анализ и попытки понять, что и когда в жизни пошло не так, часто приводят к панике и/или депрессии.
Данный кризис ощущается не только как уходящее время, но и в 1ю очередь, как упущенные возможности. Плюсы - если трезво взглянуть на ситуацию и заново расставить приоритеты, акценты и начать двигаться, можно быстро начать получать результаты, поскольку после 30 лет больше опыта, мудрости и, соответственно, будет сделано меньше ошибок, которые на неопытности, юности совершаются в 20тилетнем возрасте.
Поэтому, по-порядку важно: расставить новые жизненные приоритеты (в кризис главной целью нужно поставить поиск ответов на вопросы: Что Вы хотите получить от жизни? Ваши планы на будущее (даже при всей вязкости ситуации сейчас, разрешите себе строить планы); Кто может помочь (начало уже положено и Вы отлично сделали, написав на психологически сайт).
По поводу планов - космонавтом, может уже действительно не стать, но оттолкнувшись от истинных желаний, Вы сможете понять, куда двигаться, чтобы получать удовольствие от жизни. Главное - именно понять куда двигаться, а не желание кому-то что-то доказать.
Ну и найти мужскую компанию, может для начала пойти в спортзал, чтобы общение ненавязчиво начало возникать само. Женское общество в таком периоде может только больше ударить по самооценке и запутанности.
А теперь обещанный анатомический взгляд. Поскольку Вы адресуете свой вопрос именно к эмоциям, предлагаю познакомиться подробнее с Лимбической системой, которая является совокупностью структур головного мозга, регулирующая наше эмоциональное состояние. Ее можно кратко назвать «эмоциональный мозг», поскольку именно благодаря Лимбической системе мы сканируем мир и проявляем те или иные эмоции (или не проявляем, но изначально они точно так же рождаются).
Один из важных механизмов Лимбической системы является стремление к постоянству и безопасности (избегание стресса и страха), что зачастую создаёт ощущение рутины и имеет побочные эффекты:
- желание фильтровать людей на «свой-чужой», заранее настраиваясь на весь окружающий мир негативно и уменьшая круг общения. Вероятно поэтому Вы постоянно возобновляете отношения с той же девушкой и испытываете трудности установлении новых контактов.
Поскольку невозможно избежать стресса и изолировать себя полностью, человек начинает искать быстрые способы снятия напряжения: еда, сигареты и алкоголь. Это ненадолго отвлекает от стресса, но даёт побочный эффект в виде пассивности, лени и нахождении предлогов ничего не делать.
Под воздействием Лимбической системы человек повторяет реакции на похожие ситуации и создаёт прочные нейронные связи. И, даже понимая, что это не самый лучший сценарий, человек воспроизводит его снова и снова, начиная зацикливаться на негативных мыслях о себе, оставаясь в бездействии и выжиданию у моря погоды.
Интересно, что «эмоциональный мозг» не отличает угрозу телу и угрозу для эго. Когда система долговременной находится в перевозбужденном состоянии, это истощает и угнетает работу всех структур и вызывает желание отгородиться от всего мира.
Что же делать, чтобы помочь своей Лимбической системе: добавить света. В прямом смысле. В Уфе сейчас зима и, вероятно, Вы ощущаете вязкость ситуации сильнее. Поэтому большее нахождение на улице днем, больше яркого света дома повлияют на выработку гормонов и существенно добавят красок в жизнь (Сетчатка даёт мозгу сигнал, чтобы определить темное или светлое время суток. Затем происходит выработка мелатонина(в темноте), что вызывает пассивность и желание спать либо серотонина и дофамина, если свет яркий.
Важно, что Лимбическая система (эмоциональный мозг) сильнее коры мозга (логика, контроль). Поэтому начинаете чувствовать подавленность - двигайтесь в сторону света.
Ежедневно «заботясь» о Лимбической системе, примерно через месяц можно значительно почувствовать себя лучше.
Хорошо помогает способ выговориться, причём не имеет значения кому: знакомому, незнакомому человеку, психологу, даже изложить свои мысли и ощущения на бумаге.
Так же важно научиться продолжать свои негативные мысли на позитивные. То есть не заменять на слова: «У меня все хорошо», а именно продолжать: «У меня нет этого и этого, но я здоров, жив и вобще я молодец». Человек быстро становится тем, что он думает о себе, поскольку мозг реагирует на мысли. Возможно, есть смысл поставить на телефоне напоминалку (раз 7 в день), чтобы пробовать найти несколько положительных моментов в обстановке, окружении, ситуации.
Такой простой способ, как «надеть» улыбку, такой же значительно повышает уровень серотонина в крови. Ну и создание уютной атмосферы дома как можно чаще со вкусной едой, приятно музыкой, ароматами может стать хорошей самотерапией. Возможно, гораздо эффективнее самоанализа. Поскольку хорошо отдохнув, можно найти силы двигаться и при этом не нужно будет толкать, заставлять себя, давать оценки.
Если говорить о фильмах, возможно, есть смысл смотреть более легкие и веселые фильмы, чтобы так же изменить общий фон.
Ну и физическая нагрузка (минимум 30 минут в день). В целом хорошо бы, чтобы это была кардионагрузка, но начать можно и с 10 000 шагов в день.
Ну и в целом отпустить себя в отпуск, перезагрузится, сегодня столько возможностей с акциями на билеты и всевозможные варианты отелей!
Вобще самое важное - начать находить язык с самим собой. Встать на свою сторону. Прямо включиться в мысль о том, что при любой ситуации Вы уникальны. Нет такого второго, как Вы! И искать «свежий воздух», искать, что даёт Вам силы и энергию.
Надеюсь, что Вы нашли нужные слова для себя в моем письме Вам.