Поиск по сайту

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! Мне 30 лет, замужем, двое детей 5и и 2х лет, есть собака, квартира, работа. Еще ребенком, лет в 10 (точно не помню) заметила, что у меня есть 2 линии поведения: агрессивная и сочувствующая. Я очень боюсь давать им имена. Мне страшно, что это перерастет в шизофрению (по материнской линии есть родственники с шизофренией, включая маму) или раздвоению личности. Здесь условно назову их 2 (агрессивная) и 1 (сочувствующая). №1 вроде как ведущая. В этом состоянии я провожу бОльшую часть своего времени. Назвать №1 - сочувствующей - на самом деле не правильно. Она - адекватная, просто добрая. Могу позлиться, могу накричать, могу даже стукнуть, если совсем довести. Или даже поистерить. В общем - как все обычные и нормальные люди.
№2 - не нормальная. Она вылезает сама, когда хочет. Она неконтролируема. Так же, как и для №1 - ее название - мое определение. На деле, №2 - не такая уж агрессивная. Правильнее сказать - жесткая, циничная, логичная. При нахождении в №2 мне непонятны семейные, межличностные и прочие отношения. Главное место занимает логика. Мне начинает нравится все, что последовательно-логично-геометрично. Мне нравится наблюдать за различными состояниями других людей. Я перестаю видеть что-то плохое в том, что другой человек страдает, мне больше становится интересно: как он отреагирует, на сколько сильно мои слова его заденут или сильно ли ему (ей) будет больно физически. №2 меня беспокоит тем, что я могу быть социально опасна и при этом не видеть в этом ничего плохого. Я знаю, что нельзя тыкать в людей ножом/вилкой/отверткой или поливать кипятком, но когда я в №2 меня останавливает только мысль о серьезных последствиях (психбольница/тюрьма). В этом состоянии мне безразлично, будет ли человек со мной дальше общаться или нет. Я могу нахамить, пнуть, оскорбить. И при этом испытывать только интерес - как же мне ответят?
Часто, принимая решение, я слышу внутренний голос не-ведущей на данный момент линии поведения, если выбор противостоит ее убеждениям.
И вроде бы, если перечитать все, что я здесь написала и подумать - просто похоже на человека, который много сомневается и нервничает на пустом месте. Но, как бы я ни старалась, у меня не получается найти гармонию, а из-за этого - возникают страхи и конфликты с людьми. В последние года я очень многого достигла в самоконтроле и снятие стресса. №2 теперь проявляется либо внутренним голосом, либо в одиночестве. Но я думаю, что это неправильно. Кстати. Алкоголь на линии поведения никак не влияет. После наступления опьянения (даже чрезмерного) линия поведения может быть как №1, так и №2. От этого мне еще сложнее себя понять.
Подскажите пожалуйста, как обрести душевное спокойствие? Что нужно сделать, чтобы перестать видеть эту грань между №1 и №2?
Автор вопроса: Натали Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лидия Викторовна.
Здравствуйте, Натали!
Мне кажется Вам не стоит слишком циклиться на этих двух частях в Вас. Каждый человек может подметить у себя периоды, когда руль управления жизнью переходит к Другому внутри него самого. Ещё пушкинский Моцарт в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» говорил: «Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек. За мною всюду как тень он гонится. Вот и теперь мне кажется, он с нами сам-третей сидит». То есть Вы - не исключение. При шизофрении и психозах эта раздвоенность у человека просто выражается очень ярко, человек принимает её за чистую монету, доверяет тому, что возникает внутри - доверяет мыслям, чувствам, голосам, каким-то зрительным образам.
Тот факт, что у Вас есть генетическая предрасположенность к шизофрении, возможно, имеет какое-то влияние, но всегда трудно предугадать, возникнет ли у человека заболевание или нет. Вы сами можете управлять своей психикой, тем более если знаете, что существует риск. Если поразмыслить логически, то более человечным, безопасным, да и практичным для жизни является состояние, которое Вы назвали №1. Ведь согласитесь, что никому не нравятся конфликты, агрессия, отсутствие понимания и принятия, тем более быть колотым ножом/вилкой/отверткой или быть ошпаренным кипятком. Испытывать любую психическую или физическую боль, думаю, никому не по душе, в том числе и Вам и Вы это прекрасно осознаёте.
То, что это часть №2 время от времени «вылезает сама, когда хочет», вполне возможно, но то, что она «неконтролируема», тут я бы не спешила полностью сдаваться и отдавать ей вожжи в руки. Вылазит она обычно невидимо, через мысль, а потом распространяется на чувства, ощущения, захватывает всё настроение и состояние. Но Вы должны понимать, что не обязаны доверять всему, что приходит в голову. Мысли зачастую как пузырьки в воде, возникают и исчезают, и совершенно не значит, что вода сейчас вскипит или произойдёт цунами. То есть, управлять возникновением мыслей Вам, возможно, и не всегда под силу, но Вы в состоянии решать, что с ними делать - доверять, вступать в полемику, проверять на пригодность, игнорировать. Скажем, приходят мысли, ведущие к сотоянию №2 - тут уже от Вас зависит, что с этим делать. К примеру, Вы можете осознавать, что это ни что иное, как временная отмашка маятника в это состояние, а не реальность, мысли эти не практичные, не нужные, приносящие проблемы, в первую очередь Вам, отнимающие время и энергию, они совершенно дисфункциональны, словом - это просто ментальный и энергетический мусор. Вам не обязательно поддаваться соблазну и размышлять на тему, а что если причинить человеку боль, а как он отреагирует, или как я отреагирую. Вы можете тренировать себя, просто ничего с этим не делать, просто понимать: да, это мысли и они могут возникать, но я сильнее этого, мне под силу управлять ими, мне под силу останавливать их влияние на моё состояние. Каким образом - это уже Вы сами должны найти способ. Можно, к примеру, если это появляется в одиночестве, просто искать общения, пересиливать себя в таком состоянии и искать общения с близкими Вам людьми, чтобы не давать мыслям овладевать Вами (но важно остерегаться конфликтов!). Можно приниматься за чтение (заранее выбранная книга), можно декламировать стихи, петь, читать что-то вслух, можно заняться интенсивными физическими упражнениями, уборкой, пробежкой или прогулкой в быстром темпе. Найдите способ, подходящий именно Вам. Старайтесь просто взращивать в себе убеждение, мысль, чувство, новый внутренний голос, который будет заглушать голос состояния №2. Который скажет, что это просто волна, отмашка качели, это не реальность, этому доверять нельзя, каким бы убедительным всё ни казалось.
Наблюдайте за собой, старайтесь понять, какие ситуации провоцируют возникновение состояния №2. Если можно их избежать, обойти, обогнуть, делайте это непременно. Это могут быть внешние ситуации: какие-то люди, стрессовое стечение обстоятельств, но и внутренние - переутомление, стресс, негатив. В любом состоянии старайтесь избегать конфликтов. Если чувствуете дискомфорт в общении с человеком, не нужно ничего выяснять, если нарастает раздражения или негатив, просто выйдите из комнаты, ситуации, пройдитесь, подышите, почувствуйте, что успокоились и можете спрокойно обсуждать конфликтную ситуацию. Вообще, стресс Вам ни к чему, заботьтесь о себе, относитесь внимательно и бережно. Хорошо, если Ваши близкие с понимаем к Вам относятся, если с ними можно поделиться переживаниями. Было бы полезно просто по душам поговорить с кем-то, будь то муж или кто-то из семьи, кто бы знал о Ваших переживаниях и оказывал поддержку. Это хорошо также, что Вы научились снимать стресс, контролировать себя, продолжайте это делать. В сочувствующем состоянии найдите себе какой-то предмет, человека, место, либо запишите себе что-то, что будет как бы напоминанием того, что вот она реальность, этот объект и есть воплощение её. Имейте при себе всегда, чтобы это была напоминалка, как бы якорь в том состоянии, когда холодная логика выходит на передний план.
Если через время окажется, что Вам тяжело самой справиться, что мысли наваливают и приводят к серьёзным проблемам, что качество жизни ухудшается, сходите к психиатру, возможно он сможет приписать медикаменты, которые помогут держать состояние просто ровным. Пусть Вас не пугает слово психиатр. Вы можете пойти и к психологу или психотерапевту, они покажут Вам определённые техники (в том числе и вышеперечисленные), но права приписывать медикаменты они не имеют.
Дорогая Натали, желаю Вам обрести внутренний покой и гармонию, уверена, Вам это под силу. Всего доброго, Лидия.