Я ничего не делаю со своей жизнью и просто хочу исчезнуть.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Алиса и мне 20 лет. Этим летом окончила колледж, даже с отличием, но радости от этого абсолютно никакой. Все говорили что у меня отлично получается заниматься тем, чем мы занимались на парах (училась я на творческую специальность). Вот уже прошло 7 месяцев, а я так и не начала нормально работать. Попробовала поработать пару дней по профессии, но мне было настолько страшно и тревожно, что я просто надеялась что умру где-нибудь по дороге и больше никогда ничего не буду чувствовать, поэтому ушла в первые же дни, не выдержав. Живу с родителями и они постоянно на меня давят. А я просто не могу..... не могу взять себя в руки и пойти хоть куда-нибудь уже устроиться, хотя бы ради денег. Я ничего не делаю, целыми днями сплю, а ночью смотрю сериалы или бессмысленные телешоу, чтобы просто не думать о смерти 24/7. Пыталась много раз записаться на консультацию к психологу, но каждый раз выходит ошибка и это сделать просто невозможно. Самая близкая подруга, находящаяся со мной в одном городе, сидит дома с диагностированной депрессией и я даже поддержать нормально не могу. А другие мои подруги разъехались и связь поддерживаю с ними минимальную. Я постоянно переживаю за близких... Вдруг случится что-то ужасное? И я не выдержу? Я просто сама навязала эти проблемы? На самом деле проблемы никакой ведь нет?? Мне просто нужно встать с дивана и начать что-то делать? Но как это сделать? У меня нет абсолютно никакой мотивации. Всё время, когда я училась, я училась не ради себя, а просто чтобы меня не трогали и не задавали лишних вопросов. Я просто избегаю все проблемы на свете.
Автор вопроса: Алиса Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Алиса.
Спасибо за Ваше письмо.
Хорошо, что Вы написали. У меня нет шансов не ответить Вам, поэтому хоть и небольшая письменная консультация, но произойдёт.
Абсолютно каждый человек важен, поскольку вместе все мы составляем один большой организм. Можно назвать его «человечество», «социум».
И, если один орган в теле человека по каким-то причинам замедляет, останавливает свою работу, всем остальным органам приходится очень несладко. В некоторых случаях нагрузка этого органа ложится на другие органы и они не так корректно, но пробуют выдержать баланс. В других случаях останавливается работа всего организма, поскольку сердце, дыхательные органы невозможно заменить.
То же самое происходит и с людьми. Вместе с потерянной ценностью себя, потерянным смыслом жизни одного человека, происходит гораздо большая потеря, чем можно представить, поскольку всё Ваше окружение ощущает это (возможно, это заметно только по родителям, которые давлением пробуют «вернуть» Вас к жизни, но масштаб на самом деле намного больше).
И поговорка: «свято место пусто не бывает» абсолютно не работает в данном случае, поскольку Вашу уникальность, Вашу единственность невозможно заменить даже при мыслях о том, что многие не заметят, если с Вами что-то произойдёт или о том, что Вы итак ничего не делаете.
Скорее тут подойдёт строка из Маяковского: «Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит - это кому-нибудь нужно! Значит - кто-то хочет, чтоб они были!»
Пишу все это не для того, чтобы вызвать чувство вины и «позвать Вас» жить ради других. Напротив, для того, чтобы вспомнить свою значимость, уникальность, даже если пока что не понимаете, в чем именно они заключаются.
Так же потому, что описанные Вами симптомы встречается ОЧЕНЬ часто! Множество 20-30 летних людей переживают абсолютно похожие с Вами отсутствие мотивации что-то делать, общаться, работать и замыкаются сами на себе. Очень похоже на депрессию, причем повальную, но я не большой любитель ставить диагнозы. Я предпочитаю индивидуально с каждым клиентом двигаться в подходящем для него темпе к знакомству с собой и понимания самого себя. Гораздо больше я вижу в подобных ситуациях не только депрессию, с которой нужно что-то делать, а скорее необходимость задать самому себе вопрос: «А кто я такой?», «Какой я?», «Что лично мне важно и нужно?». Поверхностных ответов, запутывающих человека ещё больше бывает просто море.
Но на самом деле всегда есть ответы на эти вопросы. И чаще всего есть страх, что никто не примет ни ответы, ни такого человека. Потому что скорее всего это будет ответ: «Я очень чувствительна. Для меня важно достаточно пространства» и другие уточняющие моменты. Правда. Позвольте себе послушать свои ответы на эти вопросы (без внутреннего осуждения и встречных вопросов типа: «ну и что мне со всем этим делать?»
Мы живём в уникальное время, когда можно все. Нет ни крепостного права, ни жестких политических запретов. Есть только свобода, в которой многие потерялись. И ушли в депрессию, сжигая свои гормоны и нейромедиаторы телефонами, сериалами, малоподвижностью и пустой едой.
Конечно, в каждой ситуации есть ещё конкретная, личная травма, которая и показаться не показывается и жизненные силы «сьедает». Но это лучше разбирать на очной консультации. И, возможно, не одной. Очень похоже по описанному Вами на травму Отвергнутого, которая ощущается достаточно болезненно и её проблема в том, что человек отвергает сам себя и весь мир до тех пор, пока не осознает это и не выйдет на новый уровень взаимодействия с миром.
В целом (до консультации) хороший рецепт для самостоятельной «работы»:
1) усилием воли начать гулять;
2) возвращать связь с телом (проще всего через вопрос: что телу нужно прямо сейчас?»);
3) ограничением телефона, TV до 1 часа в день;
4) осознать, что Ваше состояние - это не вся Вы. Да, большая часть Вас ничего не хочет, нет энергии и мотивации, но это не вся Вы. То есть не соединяйте себя на 100% со всем, что Вы описали о себе;
5) если это не вся Вы, то как раз к месту вопросы: «А кто я тогда?», «Какая я?», «Если мне позволили бы попросить все, что я хочу, что я попросила бы?», «Что мне хочется и что мне действительно нужно?»
Понимать и принимать себя полностью, уважать себя (особенно в запутанные моменты) редко кому удаётся. Больше от того, что рядом мало тех, кто умеет слушать себя. Кто за спадом видит не только выход «уйти из жизни», а заботится о себе и не падает духом. Кто помнит свою ценность при любых обстоятельствах.
Ну и хорошо бы обратиться к эндокринологу. Бывают случаи, когда нет смысла искать понимания «Кто Я?», «Какой Я?» до понимания: «Что мне нужно?». Потому что часто нужно помочь медицинским путём - например, нежелание делать что-либо, депрессивность могут быть обусловлены заболеваниями щитовидной железы (по данным врачей России, каждый второй имеет гипотериоз - сниженную функцию данной железы). Тут важно посмотреть анализы и восполнить дефицит гормонов, витаминов и нутриентов.
Жизнь начинает играть красками, когда головной мозг и щитовидная железа не угнетены малоподвижностью и отсутствием солнца, витаминов и позитивных эмоций.
Но важен внутренний выбор «Жить». Когда у вас он щёлкнет внутри, тогда и начнёт происходить движение и появляться ответы на вопросы и способность найти и принять поддержку той себе, которую Вы «найдёте», слушая сама себя. А до этого внутреннего выбора будете обесценивать себя и всеx, кто может Вам помочь.
Аккуратно, бережно, небольшими шагами начните поворачиваться «лицом» к себе, перестав себя ругать, перестав делать что-либо радио окружающих и для того, чтобы не задавали вопросов. Разрешите себе смелость делать то, что хотите, не оглядываясь на вопросы окружающих.
Конечно, легко запутаться и сказать, что прямо сейчас хочу только сериалы смотреть.
Думаю, Вы понимаете, о чем я говорю, написав про «делать то, что хотите». Поскольку вся история больше похожа на бунт против родителей, чем на действительную депрессию. Если дело действительно в том, что всю Вашу жизнь Вы ощущали давление от родителей, вину за то, что не оправдываете их ожидания, самое время позволить себе делать то, что Вы действительно хотите. И это не сериалы. И не уход из жизни.