Похоронила маму и бабушку. Депрессия и апатия.

Вопрос психологу:
В прошлом году в январе умерла моя бабушка 90 лет после перелома, угасла за месяц. Мама переживала очень, но мне казалось, это грустно, но это круг жизни, бабушка прожила долгую и счастливую жизнь, с внуками, правнуками, умерла в деменции, с уходом и обезболиванием. Потом в конце февраля мы узнаем о диагнозе мамы - рак поджелудочной, 4 стадия. Я очень активно взялась за лечение, хотя тогда ещё болей не было у мамы, она ходила, и провели обследование, готовились к операции, собирали деньги на лечение. Буквально за 2,5 месяца мама угасла, последние её недели были ужасны, она была в хорошем хосписе, с хорошим уходом, я жила с ней, но у неё были дикие боли, даже морфин не помогал, она не ела, почти все время спала, и до последнего верила, что ещё не конец. Потом была организация похорон, и с момента болезни бабушки и потом мамы я очень мало спала, по ночам читала статьи про лечение, искала докторов, лекарства. Тоже самое сохранилось все лето, в июле неожиданные операции перенесли мы с мужем. Кроме болезней добавились кредиты на лечение, но была и поддержка от дочери подростка и сестры. Сон был по 2-3 часа, поздно засыпала, вставала ещё до утреннего пения птиц, спала на балконе, тк не хотела ни с кем из домашних общаться. Запустила квартиру, себя, работу. Осенью решила брать себя в руки, с двоих работ уволилась, на одной осталась на подставки. Очень бюджетно съездила в путешествия, в две страны мама, в 4 страны с дочкой. К декабрю выплатили кредиты за лечение и на новогодние каникулы уже поехали отдыхать большой семьей. Но проблема со сном осталась, мой средний сон по браслету за год 4,5 часа, хотя ч декабре был уже 6 часов. Утром по полдня лежу, не могу заставить себя подняться с кровати. Взяла новые проекты в конце года, так радовалась победе в тендере, один закончила успешно, второй забросила. И смотрю, что теперь накрывает дочку, она студентка мединститута, поступила в 16 лет и большая умница, знает языки, общительная. Но тоже апатия, плохой сон, тревожность. Мой запрос в поиске ресурса или направления работы, чтоб найти эти ресурсы для нашей семьи. У мужа в работе пока наоборот подъем, просто он всегда по жизни флегмат и не очень активный, и наверное он бы хотел помочь, но сам не знает как. В идеале наверное пойти на семейную терапию, но муж вряд ли пойдёт. И в каком направлении смотреть при выборе психолога? На что обращать внимание? И как я пока могу помочь себе сама? Спасибо.
Автор вопроса: Алиса Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Алиса.
Депрессия и апатия - довольно сложный болезненные состояния, имеющие клиническую составляющую.
Вы пережили очень серьёзные испытания, связанные с потерями, собственным самочувствие, самочувствием близких и определёнными материальными проблемами.
Это нормальный такой стрессогенный набор, который так просто не растворяется в воздухе. Тревожность обязательно сопровождается напряжением, растёт утомление и всё это накапливается. К сожалению, просто плановым отдыхом это не исчерпывается и не "снимается". Тут нужны силы, время и возможности.
Состояние, которое Вы описываете, сложно назвать депрессией. Депрессия - это утрата, потеря смысла в самом экзистенциальном значении этого слова. Смысл жизни! Да.
У каждого из нас смысл жизни заключается в каких-то совершенно конкретных, часто обыденных и привычных вещах, процедурах и т.д.
Например, смыслом жизни могут быть семья, работа, увлечения, отношения, конкретные цели и многое другое.
И это отлично и нормально.
Плохо то, что о значимости некоторых вещей в нашей жизни мы понимаем только тогда, когда их лишаемся.
О том, насколько драгоценна и хороша жизнь в любом своём проявлении люди начинают задумываться тогда, когда появляется угроза эту жизнь потерять.
Человек ходит-ходит на работу, вздыхает и жалуется на её монотонность и предсказуемость, и ,лишившись этой работы, понимает, насколько много она для него значила, насколько серьёзной опорой была и насколько сильно его подтверждала в человеческом, личностном и социальном плане.
И то же самое, когда мы теряем людей...
Всё понятно. Переживания, мучения, несогласие и непринятие - это всё как-бы даже нормально.
Но есть ещё один момент. Часто некие значимые для нас "участки" нашей жизни становятся некоей "подзорной трубой", через которую мы привыкаем видеть перспективы, горизонты и планы своей же собственной жизни. Мы привыкаем через некие области нашей деятельности видеть своё будущее, то есть смысл всего того, что мы делаем!
И когда эти области пропадают, меняются, уходят, то на их месте образуется пустота, вакуум, стена. Мы ничего уже разглядеть не можем. Мы не видим будущего. А значит, мы не видим смысл!
Скажем, уходит муж от жены или человек теряет работу. Вроде и особой привязанности не было, и ситуация с мужем или работой была не блестящей. Но!
Но жена привыкла планировать, просчитывать алгоритм своей жизни, исходя из алгоритма жизни супруга, его возможностей и планов. Она привыкла считать себя женой. Она вжилась в эту роль и играла её, как могла. Играла только её. Потому что и роль объёмная, и потребности себя пробовать в других ролях не было.
И вот - всё поменялось. Она теперь одна, свободна и может жить самостоятельно, не оглядываясь на планы и возможности другого человека. Но только не умеет, не знает как, не знает зачем... Он ушёл и образовался вакуум, пустота. Многое потеряло смысл.
И заполнить этот вакуум пока нечем. Хорошо, если она найдёт силы и соберётся, возьмёт себя в руки, переключится! А если нет? А если будет сидеть и ждать "его" возвращения? Или настолько вымотается, что просто сядет на стул, или ляжет на кровать! И всё!
Смысла нет и искать его нет сил. Вот она и депрессия. Вот она и апатия, которую иногда называют "имитацией смерти".
С потерей работы то же самое. Поэтому, скажем, выход на пенсию считается серьёзным испытанием. Если, конечно, человек не планирует на пенсии заниматься чем-то важным и интересным для себя.
Смысл - вот задача. И поиски его - важнейшая работа для человека, попавшего в сети неких депрессивных процессов.
С вами же, как мне кажется, история другая. Вам надо пережить потери, отдохнуть. подумать о том, как себя применить, куда направить знания, умения и навыки.
Вам надо сейчас планировать! Не мечтать, а именно планировать своё будущее.
Здесь есть один важный методический момент! Планировать и ставить задачи или определять цели - суть разные вещи.
Без целей и задач никуда не деться, но превращать их в императив и сверхценную идею нельзя!
А я же говор. о планировании, как о видении своего будущего! И не глобально-долговременного характера, а в режиме "здесь и теперь". Попробуйте планировать день. И обязательно в этом "плане" должно быть место возможности (или способу) получения положительных эмоций.
В числе прочего, можно запланировать попить кофейку с конфеткой (или с чем хотите), чуть-чуть позаниматься общей физической подготовкой, перешерстить свой гардероб и даже посмотреть телевизор!!! Всё, что хотите, но только с удовольствием и пользой для себя.
Каждый день что-то приятное для себя.
А задача - делать СВОЮ жизнь комфортной! СВОЮ, а не мужа, дочери и т.д.
Здесь - я сторонник философии Льва Толстого и немого Чернышевского: не полностью "разумный эгоизм" , как счастье любимым через счастье для себя, а "если у тебя самого всё нормально, в твоём хозяйстве всё нормально, то и у твоих близкими всё нормально"!
Проконсультируйтесь с терапевтом и попросите рекомендовать стабилизирующую медикаментозную терапию, которая поможет привести в порядок сон и самочувствие. Покажите врачам дочь. Надо обратиться к медикам. Сейчас много хороших и беспроблемных средств постстрессовой терапии.
Если вдруг действительно есть депрессия, как болезнь, то её надо срочно лечить. Если нет, то - см.выше!
Работайте над собой! Вспоминайте всё, что давало Вам ощущение радости, прилив сил и положительное восприятие жизни. Такие источники ресурсного состояния наверняка есть!
И, если что, находите смысл! Во всё есть свой смысл!
Удачи Вам. А. Журавлёв