Сильные переживания и тоска после переезда в другой город.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
В 17 лет я уехал из родного села в город учиться: во время учебы каждый год приезжал домой 2-3 раза, в том числе на лето. В прошлом году (в январе) закончил там учебу и вернулся домой. Пробыв дома полгода, осенью поехал в Москву на стажировку в одну компанию на несколько месяцев, затем в декабре вернулся после стажировки домой на 1 месяц, в последствии они взяли меня на работу, и я окончательно приехал в Москву на работу, получается, пару недель назад. Прошедший год усложнился еще тем, что я много болел тонзиллитами, плюс много стресса из-за собеседований и окончания учебы (отличник, дипломная и т.п.). И вот, приехав сюда на работу, в первые же дни меня окатила волна стресса: комок в горле, нет аппетита, одному оставаться неприятно из-за этого, ничего не хочется делать, апатия. Также стоит упомянуть, что перед самым уездом мой тонзиллит (хронический) тоже активизировался и была температура, сейчас у меня есть подозрение, что это может быть связано с фоновым стрессом, который я тогда не почувствовал так явно.
Живу я у друга, после нескольких дней мне стало лучше, однако на второй неделе опять накатила волна стресса, работать вообще не могу, единственное, на что могу чуть отвлечься, это соц. сети. Общение с людьми меня отвлекает, но остаюсь в одиночестве - и сразу эта тоска и апатия, иногда аж дух захватывает. Ситуация усложнилась тем, что мой друг уехал пару дней назад и я один живу на данный момент.
Ночью перед самым сном стресс уходит (иначе даже не смог бы лечь), утром первые несколько часов тоже нет, а вот во вторую половину дня прям конкретно. Я пробовал записать в дневник, что меня беспокоит: кажется, я переживаю из-за того, что оставил домашних, хотя я с ними каждый день почти на связи и отношения хорошие, да и когда уезжал на учебу на 5-6 месяцев никакого стресса не испытывал. Думаю, на меня повлияло то, что я сейчас уехал на неопределенный срок, как будто навсегда. Страх как будто застрял здесь, пытаюсь успокоить себя мыслью, что в любой момент могу поехать домой, однако не помогает особо. Это я выявил на основе того, что, когда я приехал на стажировку сюда же в Москву, такого стресса не испытывал (так как там срок был). С другой стороны, иногда мне кажется, что это связано не столько именно с этим городом, а сколько со стабильностью, которая наступила в моей жизни, т.е. до этого была полная неопределенность и даже свобода, можно сказать.
Также стоит добавить, что еще до этой компании в последние годы учебы я собеседовался во многие другие, это было моей целью - попасть в крупную компанию на хорошую должность, чтобы поработать там и развиться по своей специализации и помочь финансово домашним.
Подскажи, пожалуйста, как справиться с этим стрессом? В какую сторону двигаться? Из-за стресса я аж забыл про свой тонзиллит.
Автор вопроса: Аслан Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Аслан.
Похвально Ваше внимательное отношение к себе и своим переживаниям, желание понять себя и найти поддержку.
Всё описанное Вами действительно оказывает влияние на моральное состояние. Только вот неприятен тот момент, что основное понимание: «что же происходит на самом деле?» ускользает от Вас и Вы не знаете, что делать со своим состоянием.
В первую очередь напишу про Дофамин. Часто его называют гормоном счастья. На самом деле он вырабатывается, не тогда, когда мы счастливы, а когда мы ожидаем счастья, планируем, к чему-то стремимся, пробуем завладеть, получить. Будь то диплом, работа, хорошая вещь. Продолжать можно долго этот список. По Вашему письму видно, что Вы получили и диплом и работу. И мощный источник дофамина словно исчез. Поэтому чтобы гормонально «взбодрить» себя сейчас важно построить новые масштабные планы. (Любимая музыка и сексуальная близость так же хорошо поднимают дофамин).
Второе:
Возможно есть ощущение запутанности потому, что Вы ищите причину именно в настоящем моменте и в себе. Если посмотреть пошире на ситуацию, будут видны ещё два момента:
1) помимо того, что дело именно в Вас, обратите внимание на то, что прямо сейчас Вы не только оставили близких, но также проходите процесс адаптации. При том, что утверждение на работе и начало трудовых будней - это великолепная новость, Вы все же адаптируетесь и этот процесс забирает немало сил.
2) Ваша грусть и тоска могут быть сейчас результатом того стресса, который Вы действительно испытывали во время написания и защиты диплома, собеседований (тем более в крупные компании!), но не могли прочувствовать и тем более выразить тогда. Частично напряжение, усталость и, возможно, ещё другие сопутствующие эмоции выходили тогда через тонзиллиты, но до осознания и понимания не доходили, поскольку тогда Вам было «не до них». Сейчас же в первые недели работы у Вас, вместе со стабильностью, появился шанс «выдохнуть» и вместе с этим выдохом выходит и всё напряжение, усталость, что может быть некомфортно для Вас сейчас, но необходимо. Словно внутренняя генеральная уборка. Когда рядом был друг, вероятно Вы не замечали своих внутренних «ожидающих выхода» чувств. Да и при друзьях обычно не принято делать генеральную уборку ни в прямом, ни в переносном смысле. А сейчас, оставшись наедине с самим собой, можно сказать «накрыло».
Некомфортно, но если это действительно эмоции и переживания, которые давно ждали, полезно дать им выход. Кстати, поскольку сейчас Вы ничего не сдерживаете, возможно именно поэтому Вы «забыли»о своём тонзиллите. Который сам по себе имеет природу, связанную с трудностью глотания, или с тем, что много эмоций было «проглочено».
Самое главное, отпуская эмоции, не впадайте в них. Не знаю, насколько получится это объяснить. Наблюдайте, что «поднимается» внутри Вас и давайте этому «выход», выдыхая и мысленно позволяя, не оценивая то, что выходит, будь то грусть, тоска или одиночество.
Для себя в подобные моменты я использую фразу: «Значит сегодня я благословена грустью», когда я вижу, что мне грустно или близкие спрашивают, почему я грустная.
Способность позволять себе любые чувства помогает не застревать в них, прожить их в данный момент и быть «свежим» уже в ближайшее время. Напротив, когда мы прячемся, сбегаем от чувств, им некуда деться, они остаются ждать внутри нас и в каждый удобный момент накрывают нас (чаще всего как раз, когда мы остаёмся наедине с собой).
Поэтому вместо анализа и «разбора полетов» прямо сейчас я предложила бы Вам осознать, что Вы находитесь в процессе адаптации и ресурсы нужны в первую очередь на неё. И так же позволить чувствам приходить, но не соединять всего себя с ними, не падать в них, а наблюдать и разрешать себе их.
Так же хорошо, что Вы общаетесь с близкими и ещё лучше, если говорите о том, что с Вами происходит. Обычно у мужчин не принято проявлять чувства, поэтому если Вы так же говорите с близкими обо всём, кроме чувств, попробуйте поделиться. Обычно это бывает очень ценно и добавляет близости, глубины в общение.
Ну и сами по себе негативные эмоции, переживания важны и ценны. Обычно они становятся болезненными и неприятными тогда, когда человек бежит от них, прячется, не хочет встречаться с ними. Если же человек позволяет себе любые проявления: счастливые, грустные и одинаково принимает себя в них, негативные эмоции перестают давить.
Глубоко смотреть в причины Вашего состояния тоже можно и мы психологи умеем находить связи между состояниями человека. Понимать себя в целом важно и интересно. Но прямо сейчас, в первые недели на новой работе я не рекомендовала бы Вам консультацию по поводу Ваших глубинных чувств, поскольку консультация - это всегда не только работа психолога, но и Ваш большой труд, поскольку на поверхность могут подняться глубинные переживания из детства и сейчас, в состоянии адаптации может не хватить на это внутренних ресурсов.
А вот что точно рекомендовала бы: обратить внимание на спорт, прогулки на свежем воздухе. Это может стать для Вас сейчас хорошим «спонсором» положительных эмоций.
Погода и в целом зима в Москве так же могут давить, поэтому по возможности старайтесь в свободные минуты даже на работе хоть на несколько минут выходить на улицу в дневное время, чтобы помочь лимбической системе (ответственной за эмоции) быть в порядке.
Через тело можно так же помочь себе, наблюдая за осанкой. Когда человек перестаёт сутулиться и съеживаться, тело начинает ощущать себя свободнее и легче. Простой совет, тем не менее осанка влияет на количество ещё одного гормона радости - серотонина.
Ну и сегодня очень много возможностей поддержать себя именно через тело как самостоятельно, так и через телесную терапию, танцевальную, ароматерапию, музыкотерапию и это ещё не весь список. А если ещё добавить вкусно приготовленную еду и любимое хобби, все становится намного легче.
Конечно можно ещё добавить шанс установления новых дружеских связей через общение на работе. Но самое важное - давать этому общению происходить спонтанно, а не с целью сбежать от чувств.
Сама по себе встреча с собой очень много даёт. Ее можно назвать встречей со своей душой, со своей сутью. И, если мы сами начинаем сбегать от себя, душа продолжает ждать, откладывая напряжение в тело.
Поэтому рекомендую Вам не столько искать выход из своего состояния, сколько позволить себе чувствовать то, что Вы чувствуете, не оценивая, не пробуя сбежать.
Обратите внимание, что примерно через 4 месяца снова может начать «накрывать» эмоциями. Это особенность адаптации на новом месте.
В целом нет ощущения, что прямо сейчас необходима бОльшая работа с Вашим состоянием. Поддержка, выдох, составление новых планов, забота о физическом состоянии скорее всего приведут Вас в комфортное ощущение себя больше, чем анализ. Ну и немного лимонного сока перед едой. Миллилитров 30. Если нет противопоказаний. Про сок я серъёзно.