Как избавиться от ненависти к себе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня беспокоит ненависть к себе. Точнее ненависть к моей неуверенности в себе во время общения. Беспокоит чувство жалости и никчемности к собственной персоне. Ощущаю себя очень маленькой, глупой, мерзкой и немощной. Чувствую это с детства. Также преобладают чувства стыда и вины. Отец алкоголик, умер три года назад. В детстве они с матерью часто ругались, были скандалы. Было очень стыдно за них, т.к. нередко вмешивались соседи. Часто боялась за мать, не могла спать, думала, что он убьет ее, приходилось их разнимать и защищать ее. Отец мог ударить меня, накричать или оскорбить. Можно было услышать от него много оскорбительного. Была одна попытка самоубийства в 19 лет, тяжело переживала расставание с парнем. Попытка была импульсивной, я ничего не планировала и не ожидала от себя такого. Из-за этого теперь боюсь отношений и больше ни с кем не встречалась после него. Любовью тоже больше не занималась, меня это пугает. В детстве (лет с 8-9) могла себя побить, когда злилась. В подростковом возрасте резала руки, тушила об себя сигареты. Сейчас могу ударить себя, но больше не режу. Хотя полгода назад, на эмоциях, обожгла себя сигаретой, но такого давно не было. Никому об этом не говорю, шрамов стесняюсь, так что это не для вызова жалости. Беспокоит, что я часто думаю о том, что другие могут подумать. Страшно быть собой в общении, легче строить из себя кого-то другого. Самопрезентация также вызывает страх. Даже, когда я одна дома, что-то делаю, я думаю о том, что подумал бы другой человек, если бы видел это. Допустим, надо убраться дома, про себя думаю, вот если бы он (коллега по работе, кто-то другой) увидел, как у меня чисто дома, я бы ему понравилась. Не могу делать какие-то повседневные дела именно ради СЕБЯ самой. Хочу научиться делать все для себя и перестать пытаться контролировать мысли других. Быть собой и не бояться страха отвержения. Также с детства фантазирую о себе, о своем успехе и принятии меня окружающими людьми. Это доставляет мне радость. Но эти фантазии появляются, когда я чувствую себя особенно никчемной. Это чувство съедает меня, я уже устала. Иногда думаю о смерти, лишь бы не ощущать это.
Автор вопроса: Мария Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Юркевич Юлия Юрьевна.
Здравствуйте Мария,
Пока читала ваш вопрос, не переставала восхищаться вашим мужеством и стойкости, вашему желанию справиться с внутренним напряжением и ощущением бессилия, радовалась за то, что в вас так сильна ваша внутренняя «здоровая часть». Возможно, сейчас вам кажется, что я ошибаюсь, но за всем вашим письмом стоит большая сила и готовность сражаться з себя и свою жизнь. Стоит такое желание! Просто сейчас у вас пока не такой сильный контакт со своей «здоровой частью», он точно есть! Даже, исходя из того, что вы написали на сайт. Это уже говорит о многом! Есть вещи, с которыми мы можем справиться с сами, а есть вещи и ситуации, в которых нам нужна помощь. И мы имеем право пользоваться и просить о помощи и имеем право ее получить.
В вашем детстве было много тяжелых и даже ужасных эпизодов, в которых вы как ребенок не можете быть виноваты. Так или иначе, события вашего детства и подросткового возраста оказывают влияние на ваше сегодняшнее самочувствие и восприятие себя и окружающих людей.
К сожалению, иногда наши родители не могут в нашем детстве выступить для нас надежными и поддерживающими фигурами, не могут дать нам того тепла и чувства безопасности, которое так нам необходимо. И поэтому, вырастая, становясь взрослым, мы учимся сами поддерживать себя, сами давать себе те чувства, которых нам так не хватало в детстве. Уверена, что вам это знакомо. Помогая сами себе, шаг за шагом, капля по капле, становясь самой для себя «хорошей мамой» и «хорошим папой» мы делаем свою жизнь чуть более счастливой, чуть более теплой, чуть более наполненной любовью. Это очень важный и ценный пусть к самому себе, который каждый из нас проходит в своем собственном темпе. Я хочу предложить вам несколько простых упражнений, которые могли бы стать для вас точками опоры в сложные моменты. Одно опишу здесь, а другие попрошу вас поискать в интернете. Они очень простые и просят регулярного повторения, минуты по 2-3 не больше каждый день. Первое называется «безопасное место».
Создание для самого себя внутреннего «безопасного места». Придуманного или основанного на реальном месте, в котором вы были и чувствовали себя в полной безопасности. Вы пишете, что любите фантазировать, предлагаю направить эту вашу способность на то, чтобы нафантазировать и создать для себя самое прекрасное безопасное место. Только для вас. Туда никого не надо мысленно приглашать. Ни одного человека, который мог бы вас огорчить, пусть даже самую малость. Это место только для вас. Придумайте его для себя, горы, море, лес, дом, пещера, не важно, где угодно. Попробуйте, прямо сейчас, закройте глаза и пофантазируйте. Вы в безопасном месте, ваше дыхание ровное, спокойное, тело и мышцы расслаблены, и не важно улыбаются ли уголки ваших губ или нет, в вашей груди и вашем теле становиться чуть больше приятной тяжести и расслабленности. Не имеет значения, сколько времени вы потратите на создание своего безопасного места, минуту, час или год, оно формируется и совершенствуется уже при одной мысли об его существовании.
Отправляйтесь в свое безопасное место как можно чаще. Затем предлагаю вам еще одно упражнение, которое попрошу делать ТОЛЬКО мысленно находясь в своем безопасно месте:
Обещайте мне не торопиться с упражнением в обнимашки то тех пор пока не освоитесь в своем безопасном месте. И делайте обнимашки только мысленно находясь в безопасном месте. Это очень важно!!
Обнимашки: Обнимите себя за плечи. Подержите себя так пару минут или до тех пор пока не почувствуете собственных выдох или вздох. Почувствуйте, изменилось ли что-то в вашем теле на уроне ощущений. Постарайтесь обнимать сами себя так, что бы вам внутри стало тепло и комфортно. Чтобы чуть чуть немного защемило в груди. Если вам захочется покачаться обнимая себя, так как качают на руках маленьких детей сделайте это, бережно бережно покачайте себя. Уверена, через некоторое время у вас появятся слезы. Это нормально, это значит, что вы аккуратно и бережно прикасаетесь к своей собственной внутренней раненой части, которой очень больно от тех событий, которые случались в вашей жизни. Найдите для слова утешения, скажите ей, что она замечательная, что вы любите ее, что вы чувствуете ее боль и готовы утешать и поддерживать ее, скажите ей, что вместе вы справитесь с этой болью и справившись будете еще крепче и сильнее. И что вы всегда будете с этой своей частью
И раз за разом, по капле по мгновению прикасаясь и поддерживая свою раненую часть вы будете крепчать и крепчать. Это не мгновенное избавление, это путь. Главное пройти его медленно!!
Упражнение Дыхание по квадрату, попрошу вас найти в Интернете. Оно простое, но его надо делать регулярно по 2-3 минуты в день не больше. Уже через пару недель заметите изменение в своем восприятии себя и мира.
Мне очень жалко, что я не могу лично уточнить у вас: была ли оказана вам помощь после вашей попытки суицида? Очень надеюсь, что была. И принимаете ли вы сейчас и принимали ли какие-либо медицинские препараты? Проходили ли курс психотерапии? И возможно, проходите сейчас?
Еще раз повторюсь, вы НЕ виноваты в том, что творили ваши родители в вашем детстве и подростковом возрасте, вы НЕ виноваты в том, что поверили им, поверили в те слова, которые они говорили о вас. Они ошибались!
Вы сильный и мужественный человек, который, как и каждый из нас иногда нуждается в помощи. У вас есть мужество и право обращаться за помощью. Уверена в Санкт-Петербурге можно найти возможность обратиться за профессиональной психотерапевтической помощью. Она конфиденциальна. Если у вас финансовые затруднения поищите волонтерские или социальные центры. Я в вас верю и уверена в ваших внутренних возможностях поддерживать себя, искать и находить свои и только свои точки внутренней и внешней опоры в вашей жизни.