Я плохой человек. Я сама во всем виновата, но выбраться не получается.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне очень плохо. Чувствую себя загнанным зверем, мир ко мне враждебен, хочется залечь под одеялом и не просыпаться. Я с детства была излишне эмоциональным, зажатым, необщительным и вечно печальным ребенком. Подруги были, но большинство в классе меня не понимали. С возрастом все вроде наладилось. Вышла замуж, родила дочь, есть работа. Но за последние 10 лет очень много чего произошло. Сначала мы вложились в долгострой и судились 5 лет. Квартиру все же получили, потратив много нервов. Потом моей дочери поставили диагноз эпилепсия. Вот тут мой мир раскололся. Я безумно за неё боюсь, не оставляю в ванной, подслушиваю, когда она долго в туалете, пугаюсь звонков с чужих номеров, когда она в школе, вдруг это кто то сообщить, что что то случилось. Потом мне поставили диагноз бесплодие и я прошла три процедуры ЭКО. Без результата. В том году сначала мама села в инвалидное кресло, потом умер папа, следом бабушка. Я все пережила. Но со мной что то произошло. Я стала жестока и нетерпима к окружающим. Разругалась с сестрой, потом с мамой, свекровью, свекром. Ругаюсь с мужем, с коллегами на работе. Я думала может это из-за гормонов, которые я постоянно принимаю. Но думаю проблема глубже. Недавно мне сказали, что я ужасный и плохой человек, что вижу только свои проблемы, а остальные мне кажутся без проблем и никто не обязан подпрыгивать по любому моему чиху из за моих проблем. Я даже не замечала, что я стала такая ужасная. Сейчас вообще закрылась от людей, они мне кажутся жестокими. Я сама во всем виновата, но выбраться не получается. Помогите советом.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Чинючина Алина Равилевна.
Здравствуйте, Светлана.
Прежде всего, хочу вам сказать, что вы не виноваты! И вы не плохой человек. Вы хороший человек! Человек, попавший в сложную жизненную ситуацию. Вы пережили очень много тяжелых, травмирующих событий; одной болезни ребенка было бы достаточно, чтобы сломаться, а у вас и еще много всякого. Поэтому вполне объяснимо, что организм, в том числе и психика, стали давать сбои. Стресс у вас был очень большой, и продолжает быть таким, а то, что сейчас происходит с вашим моральным состоянием, - во многом его последствия.
В качестве средств прямой помощи могу порекомендовать (все – по возможности! но желательно регулярно):
Постарайтесь каждый день говорить себе «Я хорошая, потому что…» и вытаскивать хотя бы одну причину. Я хорошая, потому что добрая, или умная, или умею готовить, или могу встать и идти на работу, когда хочется просто лежать… все, что угодно! Говорить перед зеркалом.
Каждый вечер писать что-то вроде списка своих достижений. «Я горжусь собой, потому что сегодня я…». Здесь может быть опасность – вы можете решить, что достижения – это что-то крутое и великое. Но хвалить себя таким образом можно за любой кусочек жизни. Даже то, что утром вы помогли собраться ребенку в школу – уже достижение. Даже если вы вымыли голову – это огромное достижение! И так далее.
Почему именно писать, а не говорить? Потому что проговаривать недостаточно, когда вы пишете, вы даете дополнительный сигнал своему организму, вы усваиваете то, что пишете.
Ваш страх насчет дочери отнимает много сил. Да, вы имеете полное право бояться за нее, эпилепсия – это серьезная болезнь. Но не нужно позволять этому страху брать над вами верх. Можно сделать вот что – спросить себя: «какой самый страшный вариант может быть?» и продумать план действий на этот случай. Например: «дочку увозит Скорая из школы. Что я буду делать в таком случае?» И прописать (опять прописать) прямо по шагам: первое – выясняю, куда ее увезли, одеваюсь, второе – беру ее документы (их заранее собрать и сложить в одном месте), третье – еду в больницу… и так далее. Тревога питается неопределенностью, а когда вы четко будете знать, что вы можете сделать, а чего не сможете, станет легче. И так продумать все свои действия на случай любых страшных случаев с ней. Свалилась дочка с приступом дома? Так, что я делаю в этом случае? Кто может помочь? Какие лекарства должны быть дома всегда? То есть четкий алгоритм действий на все ужасные моменты.
Поищите в сети форумы родителей, чьи дети тоже больны эпилепсией. Там вы сможете получить и полезные советы насчет обычной жизни с больным ребенком, и, возможно, найдете друзей. Жизнь не заканчивается, и к болезням тоже можно приспособиться.
Смерть отца и бабушки – тяжелые потери. Очень вам сочувствую. Пережили ли вы их? Смогли ли отплакать и отпустить? Если нет, не запрещайте себе горе. Плачьте, если хочется. Вспоминайте ушедших, листайте фотографии с ними, вспоминайте их привычки, эпизоды с ними, все, что было с ними связано. Хочется плакать в такие моменты? Плачьте. Напишите им письма (каждому свое), в которых попросите прощения за все, скажите, что любите и будете помнить, поблагодарите за то, что они принесли в вашу жизнь. Поделитесь этим с кем-то, кому доверяете – с подругой, родственниками и пр. Вылейте, выплесните горе.
Постарайтесь найти в жизни какой-то якорь. Что-то, что вас еще держит, что дает вам радость или просто удовольствие. Что вы любите? Что вам интересно? Уделяйте крошку времени и этому тоже, а не только заботам и работе.
Поищите в сети ролики с аутотренингом на расслабление, они небольшие, минут на 10-15, но делать надо каждый день. Это тоже хорошо помогает при стрессах, неврозах, депрессиях и проч в качестве дополнительного средства.
Все это поможет вам выбраться из ямы и увидеть, что в жизни есть свет, а не только чернота. А когда станет легче, будет иметь смысл говорить уже и о конфликтах на работе. Пока нужно помочь себе, а не ругать себя.
Теперь что касается косвенных, но тоже важных моментов.
Я бы очень рекомендовала вам пройти по врачам. Вы говорите, что принимаете гормоны – значит, какой-то разлад в организме уже есть. Дойдите до терапевта, а потом до эндокринолога. Некоторые проблемы со здоровьем начинаются на нервной почве и могут давать сходные с вашими симптомы. Кроме того, это может быть обыкновенная накопившаяся усталость, которая сама по себе не пройдет, силы нужно поддержать. Постарайтесь по возможности отдыхать, есть и спать нормально и бывать на воздухе хотя бы полчаса в день. Постарайтесь найти себе помощников, если возможно.
Если врачи скажут, что все в порядке, тогда нужно будет работать с психикой. По вашему описанию и по тому, что вы пережили, можно предположить начало депрессии. Депрессия – не та, которая "хандра»", а та, которая медицинская. Происходит разлад в биохимических процессах, и это невозможно скорректировать только через «соберись, тряпка» или простым отдыхом. Поэтому если анализы и врачи ничего не выявят, возможно, будет иметь смысл дойти до психотерапевта. Возможно, потребуется медикаментозная помощь. Не нужно пугаться этого – сама собой эта биохимическая связь не восстановится, ей нужно помочь. Не знаю, в каком городе вы живете, где и кем работаете, но во многих городах психотерапевты есть при поликлиниках или больницах (обычно в отделениях неврологии). Можно попытаться найти частного специалиста.
Пока, как говорится, суть да дело, нужно помочь себе самостоятельно. Да, это непросто, но возможно.
Удачи вам!