Родители говорят, что у меня тяжелый характер. Как себя изменить?

Вопрос психологу:
Я плохой человек. С детства близкие мне люди говорили , что у меня тяжелый характер. Что я быстро злюсь. Быстро обижаюсь. В начале я отрицала этого, но где-то с 9 класса начала понимать. Что так и есть. Я начала понимать , что я очень много ругаюсь и с друзьями, и с родителями (когда они просили что нибудь сделать. Я психовала), и даже с учителями. Когда я с кем то ругаюсь я всегда думаю, что я права. Но после ссоры , обдумав все логически я начинаю понимать что все моя вина. Потом плачу и думаю почему я во время не остановилась. Все это усложняет тот факт , что я в себе не уверена и очень мало с кем нибудь разговариваю. Я всегда думаю о том о чем подумают окружающие. И всегда тщательно подбираю слова. Но пока я думаю что мне сказать люди уже заканчивают разговор. И так повторяется. Я очень много думаю, а когда я думаю мое лицо становится угрюмым. Из за этого многие считают , что я не хочу с ними общаться. Что я всегда сердитой хожу. В школе. Во время урока когда я хотела что нибудь спросить. Но я всегда чего то боялась. И не осмеливалась. Я об этом жалею. И в универе пытаюсь не повторять ошибки. Когда меня выбирают на олимпиаду. Я думаю, что есть много людей которые умнее меня. И в самом начале же сдаюсь. Хотя в душе очень хочу участвовать. Не уверена в себе и во внешности. Но самая большая проблема это что я плохой человек. Во время злости я могу такое натворить, что просто от себя в шоке. Могу кого нибудь подставить. Выдумать ложь чтоб другие казались плохими. Несмотря на это у меня есть хорошие друзья. Они говорят что вижу в себе только плохое и что я самокритична. Может быть так. Я не знаю. Родители говорят что мне сложно будет дальше с таким характером и что нужно хоть чуточку измениться. Я пытаюсь. Но не получается.
Автор вопроса: Аида Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Ирина.
Здравствуйте, Аида!
На самом деле то, как Вы описываете своё поведение и взаимоотношения с окружающими совершенно не характеризует Вас, как человека плохого, а скорее даже наоборот! Ваши друзья - одно из подтверждений этому. В Вашей ситуации изначально было неправильным со стороны родителей в детстве приклеивать Вам ярлык «человека с тяжелым характером». У большинства людей непростые характеры, просто каждому человеку необходимо научиться работать над собой.
Но в Вашем случае все-таки следует уделить внимание повышению самооценки и обучению любви к себе. Возможно Вам потребуется помощь специалиста, чтобы этого добиться.
Процесс очень непростой и довольно длительный, я опишу вкратце его этапы.
1. Необходимо перестать себя сравнивать с кем-то - все люди не похожи друг на друга, а поиск лучших черт у других людей только ещё больше подчеркивает собственную несостоятельность.
2. Принятие себя - то есть, научиться себя любить таким, какой ты есть, со всеми своими недостатками, страхами, обидами, прощать себе ошибки, помнить о своих достоинствах.
3. Забота о себе - подразумевает как заботу о своём теле (ухаживать за ним, кормить правильными продуктами, давать отдыхать, гулять на свежем воздухе, пользоваться хорошими косметическими средствами, беречь здоровье, регулярно посещать докторов, заниматься спортом и т.д.), так и удовлетворение внутренних потребностей (посмотреть тот фильм, который Вы хотите; съесть то, чего Вам хочется; увлекаться тем, что Вам интересно и др.)
4. Перестать ориентироваться на мнение окружающих - научиться давать оценку не себе, а своим поступкам самостоятельно.
5. Исполнять свои желания. Задавая все чаще себе вопрос: «чего хочу я», человек приобретает возможность лучше узнать себя, и удовлетворение своих пожеланий со временем становится все более качественным.
6. Комфортное существование в одиночестве. На самом деле, это этап является своего рода индикатором того, получается ли у Вас полюбить себя. Если Вы не боитесь одиночества, а с пользой и в удовольствие проводите время наедине с собой, то Вы на верном пути. Боязнь одиночества - результат низкой самооценки.
Удачи Вам, Аида!