Как начать действовать? Как начать слышать себя?

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 26 лет, я молодая и вполне симпатичная девушка. Очень долгое время работала в общепите и параллельно пыталась выстроить отношения с противоположным полом, последняя третья попытка не увенчалась успехом(я всегда попадала в созависимые отношения, слишком растворялась и доверяли человеку - принимая это за норму, в последних отношения я поняла что переигрываю сценарий моих родителей и веду себя как мать(моих родителей уже нет в живых))и я решила оставить эту затею и уехала работать в Китай. Но мой хороший и единственных план заработать деньги на закрытие долгов и приобретением техники для дальнейшего развития - провалился. Из - за вируса пришлось покинуть страну и уехать на время к брату на Бали. Первое время прибывала в апатии от безработицы и сейчас она вернулась снова спустя пару недель. Сегодня я встала с кровати и сразу залезла в телефон, спустя пару часов в Инстаграмм поняла что просто сижу бездействую. Что не могу заняться каким то делом если не будут созданы «идеальные условия» для этого. Что потеряла мотивацию окончательно. Мне трудно сконцентрироваться на чтение книг, мне сложно заставить себя что то сделать, и в последние года я все пытаюсь себя отчаянно найти, но попытки безуспешны. Я закончила колледж пять лет назад, и сейчас начала себя винить за то что не пошла сразу работать по специальности и боюсь оказаться в неизвестности и не стабильности. И постоянно ругаю себя за безделье и за то что не могу найти занятие по душе, что бы каждый день вставать и радоваться тому что я делаю, ещё начала чувствовать что моя фигура страдает от переедания(что проблема скорее всего в стрессе и я просто заедаю). Хотя я человек творческий и куда это все ушло, все трудолюбие и рвение быть первой я не знаю. Над чем стоит задуматься и с чем начать работать? Как начать действовать? Как и где найти почву для того что бы начать действовать? Почему страх берет вверх над хорошим будущем? И как понять что будет приносить радость каждый день? И как определить свой путь?
Но зачастую мне тяжело высказать свою мысль и отстоять свою точку зрения, ещё со школы я не умею выступать на публику. Если я с кем то ругаюсь то моментально краснею от стыда и чувствую вину. Зачастую не умею держать личные границы и даже там где не согласна могу подавить себя и согласится. Боюсь самовыражаться, это даже просматривается в том, какую одежду я ношу, всегда белое или чёрное - что бы не привлекать внимание. Хотя я знаю что у меня скрыт хороший внутренний потенциал творческой личности. Более того боюсь открываться людям из за того что не уверена что буду интересна им продолжительное время. Постоянно чувствую что мало знаю или недостаточно компетентна в вопросе - хотя далеко не глупа. Чувствую, что есть проблема с формулировкой своих мыслей так как иногда думаю быстрее чем говорю. Боюсь самовыражаться и как будто постоянно жду оценки правильности моих действий. Всегда долго думаю как правильно поступить и как будто хочу найти самое «идеальное решение», но пока оно не найдётся - действовать не буду. Даже боюсь начать учить английский язык так как не знаю смогу ли я быстро его освоить. С годами начала забывать что я была раньше лидером, а сейчас куда то все ушло. Хочу снова быть организованной, лидером, уметь самовыражаться и найти себя истираю. Как побороть чувство скрытности, скованности? Как найти уверенность в себе? Как научится держать личные границы? Помогите пожалуйста, заранее благодарю за ответ.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Ольга. Одним письмом, - все поставленные Вами вопросы, КАЧЕСТВЕННО не решить. Тем не менее, надеюсь из моего ответа, Вы сможете понять, как организовать себе выход из сложившейся ситуации к желаемым результатам.
Начнем с темы Вашего вопроса: «Как начать действовать? Как начать слышать себя?» Чтобы начать действовать, СНАЧАЛА важно «услышать» себя. Как это сделать? СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ. Что Вы сделаете, если захотите услышать друга, поговорить с ним, но вокруг слишком шумно? Найдете подходящее место и время для разговора. Так ведь? Ольга, у Вас не было возможности услышать себя из-за «шума», в котором Вы находились продолжительное время. «Шум» - это обстоятельства и внутренние переживания, о которых Вы пишите в письме:
- «долгое время работы в общепите» - это режим «автопилота» спешки, нагрузки и усталость конечно. Результат очевиден: трудолюбие ушло, бездействие, сложности с концентрацией внимания.
- «параллельно с этим, созависисмые отношения» - это также ощутимый «отжим» эмоциональных сил;
- апатия от безработицы;
- внутренние ожидания и требования «идеальных условий и отношений»;
бесцельное время в «Истраграмме»: скорее всего, со сравнением не в свою пользу, - своей жизни с чужими;
- внутренние упреки и чувство вины, что «сразу не пошла работать по специальности»;
- страх неизвестности и нестабильности; страх общаться и самовыражаться. Осознание отсутствия личных границ также усугубляли Ваше состояние.
Ольга, я перечислила это не для того, чтобы расстроить Вас еще больше, а для того, чтобы Вы, посмотрели более объективно на фон своей жизни и поняли, что «услышать себя» - невозможно было в таких обстоятельствах. И что теперь можно сделать? Как уже было предложено выше - создать условия для перемен:
1. ОТКАЖИТЕСЬ НА ВРЕМЯ (восстановления) от внутренних требований и ожиданий КАК должно быть и КОГДА.
2. ПРИЗНАЙТЕ, что на ДАННЫЙ МОМЕНТ, Вы - истощены. Но главное, что живете, а значит СПОСОБНЫ ВОССТАНОВИТЬ свои силы. РАЗРЕШИТЕ СЕБЕ внутренне РАССЛАБИТЬСЯ (это не просиживать в соцсетях, а больше быть на свежем воздухе /прогулки, немного спорта, достаточный сон и тд).
3. Станьте СЕБЕ подругой. Обдумывайте полученный опыт не ругая себя, а ПОДДЕРЖИВАЯ как друг. Что Вы скажете себе, чтобы почувствовать ПОНИМАНИЕ и УВАЖЕНИЕ к себе? Не торопитесь, подумайте.. Найдите подходящие слова для себя. Помните, что силы можно вернуть только после полноценного (физического и эмоционального) отдыха. Через время, окрепнув немного, можете обдумать: Какие ценные выводы Вы сделали? От чего стоит отказаться? Чем руководствоваться в своих решениях, в жизни вообще? КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ ЕЖЕДНЕВНО? Отводите время для себя, чтобы «услышать» свои ценности и потребности. Ясное понимание этого, будет «диктовать» Вам планы, цели и действия.
После подобного РЕГУЛЯРНОГО общения с собой, Вы внутренне окрепните, ОЩУТИТЕ свою ЦЕННОСТЬ, поймете что Вам дорого и важно и совершенно естественно, СМОЖЕТЕ осознать границы своей личности и спокойно, (а иногда и твердо) защищать их.
Еще, я обратила внимание на Ваши отчаянные попытки найти себя. Знаете, кроме усталости и разочарования, эти попытки ничего не дадут.. Ваш личный опыт, тоже это подтвердил. «Найти себя» - это иллюзия. Себя можно только ПРИНЯТЬ как есть: со своим прошлым, своими особенностями и тд. И после этого наметить план РАЗВИТИЯ. Вот это - реально достижимо и интересно. Так что познакомьтесь с собой ближе (через наблюдение за своими реакциями, желаниями и поступками). ИСПЫТАЙТЕ БЛАГОДАРНОСТЬ за свои ресурсы и жизнь вообще - она прекрасна и интересна! И Вы - единственная в своем роде :) И тогда станет возможным: ПРОЯВЛЕНИЕ и РЕАЛИЗАЦИЯ осознаваемого Вами личного потенциала и творчества; вытеснение чувства вины за свое мнение или самовыражение. Подумайте: нет одинаковых людей, как нет и одинаковых цветов (даже если это один вид). У каждого свои особенности. Это разнообразие обогащает впечатления.. да и просто радует :) Согласны? Поэтому не стоит стесняться своей уникальности! Напротив, свободно и с удовольствием проявляя ее, Вы испытаете много радости и сможете быть интересной и полезной для себя и других.
Что касается мотивации, она появится после отдыха и понимания ЗАЧЕМ Вы хотите делать то, что собираетесь? Это ВАШИ цели или навязанные кем-то (Инстаграммом, в том числе)? «Спорит» ли содержание «зачем?» (вопрос мотивации), с Вашими ценностями и потребностями? Если да, - измените противоречивые элементы так, чтобы все «звучало в унисон». Тогда успех Вам гарантирован :)
Ольга, желаю Вам скорейшего восстановления и интересной жизни :)
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni или
почту: [email protected] (а также: вайбер, воцап и др.)
С уважением, Наталия Гришугина