Состояние абсолютной ненужности, никчемности. Как выйти из состояния депрессии?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие есть методы выхода из тяжелого морального состояния? В том плане, что даже просыпаться не хочется, даже речи нет чему-либо радоваться. Такое состояние появляется приблизительно каждые полгода и с каждым разом всё тяжелее и тяжелее. Не знаю, как получалось выходить раньше из этого состояния (наверное уставала от лежания на кровати 24/7 и мыслей о своей никчемности), но сейчас вообще не могу справиться с этим состоянием... Да и нет рядом никого, кто бы понял меня и мог бы чем-нибудь помочь)
Я бы могла отличить обычную хандру и полную апатию с депрессией, поэтому задаю именно этот вопрос... Заниматься рефлексией приводит только к ещё более худшему состоянию. Состояние абсолютной ненужности, никчемности, будто я вообще мешаю всем вокруг, вообще не вижу хорошего в будущем... Хотя у меня есть цели (были по крайней мере), но они кажутся такими бессмысленными...
В личной жизни все плохо, понимаю, что имею отношения не с тем человеком, но расстаться не могу... Не знаю почему, видимо потому что боюсь одиночества (хотя оно итак есть). Но решила (пока ещё была в более менее нормальном состоянии), что не буду придавать сейчас особо этому значение - будь как будет, буду работать и не обращать внимания пока на личную жизнь. Хотя очень хочется рядом просто как минимум понимающего человека. Постоянно переживаю за все, за родителей, за свою будущую жизнь, за свой бизнес. Беспокоит вообще все. Не могу понять, что привело очередной раз в это ужасное состояние. Уже больше месяца не могу себя вывести хотя бы немного из него и из-за этого ещё больше себя корю... И стыдно перед другими людьми, которые думают, что я просто жалуюсь или ною. Очень прошу у Вас совета... Спасибо заранее!
Автор вопроса: Ольга Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Ольга!
Состояние, о котором Вы пишете, свидетельствует о наличии как депрессивной, так и тревожной симптоматики. Также тот факт, что депрессия возвращается каждых полгода, указывает на так называемую рекуррентную депрессию, которая характеризуется повторяющимися эпизодами спада настроения, снижения мыслительной и двигательной активности, каждый из которых длится от двух недель до полугода (и более).
Поскольку Вы не обращались за профессиональной помощью, а самостоятельно не смогли изменить привычный образ мышления и образ жизни, такая стратегия ухода от проблем, как депрессия, используется снова и снова.
Согласно когнитивной модели депрессии, наши личные интерпретации определяют специфичность реакции на событие. Т.е. какая-то ситуация приводит к возникновению оценочной мысли, а она, в свою очередь, включает определенную эмоцию. При этом оценочная мысль формируется на основе прошлого индивидуального опыта человека, его убеждений и особенностей личности. Также, согласно этой модели, фактором склонности к депрессии является наличие в личности человека негативных установок, которые связаны с негативным опытом с детства или пережитыми травматическими событиями, - своего рода негативных убеждений (например, «я - неудачник, ни на что не способен»).
Т.е в основе негативных представлений людей, страдающих депрессией, лежат ошибки мышления, поскольку они систематически неправильно истолковывают свой жизненный опыт. Большинство из них воспринимает себя как «неудачника». Они уверены в том, что утратили нечто очень ценное, например, личные отношения, или им не удалось достичь того, что они считали очень важным. При этом ожидая, что результат любого начинания будет отрицательным, они не имеют мотивации к целеполаганию и избегают какой-либо конструктивной деятельности. Более того, они считают, что будущее не сулит ничего хорошего, оно не принесет ни достижений, ни удовлетворения. Следующее убеждение - они считают себя «ущербными» – некомпетентными, глуповатыми, недостойными любви и непривлекательными. Эти негативные установки продуцируют другие симптомы депрессии – печаль, пассивность, самообвинения, утрату радости жизни удовольствия и появления суицидальных мыслей.
Поскольку для нас важно не само событие, а наша эмоциональная оценка этой ситуации, то что мы думаем об этом, рекомендую Вам проследить за своими мыслями в то время, когда у Вас резко портится настроение. Запомните, что промелькнуло у Вас в голове в тот момент. Подумайте, что означает для Вас эта ситуация?
Не пугайтесь своих мыслей и не поддавайтесь им, это только мысли, продукт работы мозга и им нельзя доверять на 100%.
Если Вы заметите, что наибольший дискомфорт создают негативные мысли, нужно начать с дистанцирования от них, т.е. когда появляются негативные мысли необходимо:
1. Узнавать их и называть (это снова «радио депрессии» и оно мне вредит).
2. Игнорировать («я знаю, что это только часть моей психики»).
3. Переключить внимание на что-то более полезное.
Повторяйте шаги 1-3 снова и снова, сколько нужно.
Депрессия часто приводит к снижению уровня активности, поскольку пессимистические мысли «не допускают» в жизнь людей позитивные события. Например, человек в состоянии депрессии собирается что-то сделать, но не может двинуться с места. Все это время он снова и снова прокручивает в голове негативные мысли, что приводит к их увеличению и ухудшению настроения. Так он лишает себя новых впечатлений и приятных воспоминаний, которые помогают преодолеть депрессию.
В когнитивно-поведенческой терапии при депрессии используется техника поведенческой активации, которая предусматривает постепенное увеличение приятных и значимых событий. Вы можете начать работу самостоятельно, воспользовавшись руководством Маккей М., Дэвис М., Фэннинг П. «Как победить стресс и депрессию». Также могу порекомендовать Вам книгу Д. Гринбергер, К.Падески «Управление настроением», где подробно описана работа с мыслями при депрессии.
Желаю Вам одержать победу над депрессией и навсегда забыть о ней!