Не испытываю радости и смысла жизни.

Вопрос психологу:
Здравствуйте !
На протяжении уже длительного времени осознаю, что нет шанса у меня обрести радость, счастье, веселье... я не знаю что делать... я не вижу смысла в своем существовании...
у меня совершенно нет идей и желания найти своё предназначение или занятие по жизни, потому что мне ничем не хочется заниматься, тк ничего не умею и ничего не получится, а каждый провал наносит огромный отпечаток стыда и позора в голове, что потом совершенно не хочется даже выходить на улицу.
Также из-за моей вечной молчаливости и замкнутости у меня нет друзей и завести их очень сложно, потому что я совершенно не могу поддерживать разговор да и не горю желанием, тк понимаю, что внешность у меня совершенно не презентабельная, а без неё особо ни за что не зацепишься по жизни....
Когда я смотрю на себя в зеркало или на фото, а затем на окружающих девушек, на девушек в интернете, я не вижу ничего приятного и хорошего. У меня есть лишний вес, который никак не получается сбросить. Заставить себя «заклеить рот» я не могу, тк нет силы воли.... и как только начинаю пытаться что-то изменить, в голове появляются мысли о том, что все это бесполезно и ни к чему не приведёт. Если сейчас меня такой в 84 кг 162см не принимают люди , то если и похудею - не изменится ничего.
Все своё свободное время я провожу во сне. Я сплю по 14 ч минимум, когда не надо идти на работу.
Много раз я пыталась менять своё мышление, идти на те же новые знакомства с людьми, но каждый раз в голове проигрываются сюжеты в отрицательном ключе. Что ничего не получится, ничего хорошего не выйдет, что я только опозорюсь, меня засмеют, некрасиво и грубо «отошьют»....
Последнее время я все думаю о том, зачем тогда мне существовать здесь и сейчас, если смысла во мне нет? Завести семью я никогда не заведу... все мои знакомые/одноклассницы уже родили детей, замуж вышли, а мне уже 24, затем 27, 30,35 и тд... и чем дальше, тем хуже....
Меня регулярно родственники спрашивают, не появился ли у меня жених, мама шутит про внуков, что ей пора уже принять звание бабушка... но пытаясь им объяснить, что такая как я нормальному человеку даром и не нужна.... точнее тем молодым людям, которые нравятся мне, я совершенно не подхожу и не подойду... тк такие выбирают красоток и моделей, которыми трещит весь тот же Инстаграмм...
Год назад одна моя подруга, которая все время сама пыталась держаться за нашу дружбу, покончила жизнь суицидом.... тогда я не понимала как так. Почему не сказала... Я считала ее во всем и всегда лучше, и популярностью она пользовалась не малой... и не верила, что она решилась на такое... но сейчас я понимаю ее... я понимаю, какое одиночество и тоску она в себе держала и испытывала... и как эта ноющая депрессия, апатия, грусть, не знаю что это, с каждым днём изъедает тебя все больше и больше... и тебе уже не хочется ничего чувствовать, хочется уйти в тишину навсегда.... все равно никому до тебя нет дела и заботы.....
Автор вопроса: Алина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Чинючина Алина Равилевна.
Здравствуйте, Алина.
Ситуация у вас действительно субъективно тяжелая. Существовать – не жить, а существовать – в подобном состоянии само по себе нерадостно, а уж если оно длится долго, то изматывает и истощает. Сочувствую очень.
Но ваш вопрос не вполне понятен. Вы пишете, что не испытываете радости и не видите смысла в жизни. Чего вы «не», понятно. А что вы «да»? Что вы хотите получить в итоге? Запрос какой?
Здесь важно, чтобы вы ответили на него для себя. Вы хотите понять, почему это с вами происходит? Вы хотите узнать, как и что можно сделать, чтобы что-то изменить? (тогда – что вы хотите получить, какие именно изменения?). Или вам нужно просто высказаться, чтобы хоть кто-то услышал и понял, потому что вам очень нужно сочувствие и участие? Или что-то еще?
Я не потому спрашиваю, что «докопалась» или «делать нечего». Если задача ясна, то она уже, считай, решена наполовину. Вам нужно определить, что именно вы в конце концов хотите получить. Для себя определить, понимаете? Потому что даже те, например, три вопроса, что я перечислила выше, требуют совершенно разных действий для решения и осуществления.
Итак, что именно вы хотите изменить и получить?
Жаль, что вы не написали подробнее, без этого сложно дать ответ. Хотелось бы знать, как долго это продолжается; не было ли какого-то тяжелого для вас события или переживаний перед тем, как это состояние появилось; были ли у вас какие-то интересы в жизни до того, как навалилось такое равнодушие; не было ли чрезмерной нагрузки перед тем, как… Рискну предположить, что какая-то тяжелая для вас ситуация, проблема все-таки случилась: или серьезное переживание, или длительная «работа на износ» (учеба, например). Подобные вашему проблемы запускает чаще всего стресс.
Если вы хотите знать, что именно с вами происходит и почему, то – ваше описание очень похоже на симптомы депрессии. Не той, которая «у меня сегодня депрессняк, мне грустно», а той, которая медицинская, при которой таблетки назначают. Не нужно этого пугаться, это бывает со всеми, причины могут быть разные, но если это оно – вам нужна будет помощь врача-психотерапевта. Психотерапевт, в отличие от психолога и психиатра, работает как раз с такими вот случаями – неврозами, депрессиями. И медикаменты здесь нужны, они помогают на химическом уровне вывести организм из неполадки. Поэтому, пожалуйста, найдите возможность посетить психотерапевта. Эти специалисты есть и в частных центрах, и в государственных больницах, и даже в поликлиниках (не знаю, где вы живете, в России ли, но и в России они уже есть). Это всего лишь предположение, потому что информации мало, но если оно верно и если вы хотите справиться с этим, то медикаменты могут очень помочь.
Предполагаю, что вы ждете от меня быстрой, скорой помощи. Которая похожа на волшебную палочку: махнули – и проблема исчезла. Могу вас разочаровать – в вашем случае так не будет. Да, есть некоторые способы более-менее быстрого действия, но их мало, и без длительной, глубокой работы они будут бессмысленны. Это как лечить нарыв, замазывая его тональным кремом.
Тем не менее, вот некоторые:
Вспомните, пожалуйста, было ли у вас в жизни какое-то занятие, дело, увлечение, которое приносило радость и удовлетворение. Любое! Не обязательно то, которое «правильно», может быть и то, о котором мама в детстве говорила «пустая трата времени» или «глупостями занимаешься». Если эти «глупости» приносили вам радость – вспомните о них. Попробуйте уделять им хотя бы десять минут в день.
Каждый вечер отвечайте себе на несколько вопросов:
1. За что сегодня я могу сказать спасибо? (кому угодно и чему угодно, не меньше 5 ответов)
2. Кому я могу сегодня сказать спасибо? (не меньше 5 ответов)
3. Кто может мне сегодня сказать спасибо? (не меньше 5)
4. За что мне сегодня можно сказать спасибо? (не меньше 5)
5. Что хорошего было сегодня? (не меньше 5)
Старайтесь побольше двигаться, желательно на свежем воздухе. Простая прогулка пешком может заменить «обязательно нужную, но ненавистную» утреннюю гимнастику. По возможности ешьте три раза в день, а не один раз на бегу. Желудок и прочие органы скажут спасибо, и это тоже скажется на моральном самочувствии. Старайтесь спать. Если сон у вас нарушен – это тоже признак депрессии, кстати – попросите у невролога успокоительные или снотворные.
Старайтесь читать и смотреть как можно больше смешного, веселого, юмора. Комедии, сатиру, да хоть бы и те же анекдоты. Оградите себя от новостных лент (правильно говорил Булгаков – «не читайте перед обедом советских газет»). Смех – хорошее лекарство.
Попробуйте поэкспериментировать с внешностью. Да, предположим, вы толстая. Но это можно превратить в изюминку, лишний вес (если он есть у вас) можно очень выигрышно подать. Сейчас есть много журналов с моделями для полных. Попробуйте представить – что бы вам пошло? Это и развлечет, и отвлечет. Но здесь будьте очень осторожны, потому что может оказаться, что это вызовет еще большее самогрызение в духе «такой уродине, как я, ничего не подойдет». Не понравится – бросайте сразу.
Но еще раз повторяю, нужна более глубокая и основательная работа. И очень желательно – с психологом. Еще более желательно – с психотерапевтом, с медикаментозной поддержкой.
Нужно работать с вашими убеждениями. Убеждениями в том, что вы никчемная и ни на что не пригодная. Вам нужно научиться слышать себя, а не других, свои желания и предпочтения, свои эмоции (в первую очередь!), свое недовольство или удовольствие. Учиться понимать и защищать свои границы. Ориентироваться не на то, что говорит интернет о том, какая вы должны быть (кому должны? интернету? маме? подругам? кому-то еще?), а какой вы хотите стать сами. Сила человека – в его уникальности и непохожести на других. Зачем вам быть такой, как кто-то? Для чего и кому надо, чтобы вы были похожи на рекламных красавиц? Их и так много, так много, что их уже не замечают… а если вы увидите, в чем вы НЕ похожи на них, то заметят и вас. Часто в ребенке подавляют индивидуальность, чтобы он стал удобным – послушным, не требовал ничего, покорно выполнял то, что скажут взрослые. Но это будет не ребенок уже, а кукла, не человек. Вы и стали такой куклой. А психика не терпит этого и мстит вам таким вот способом. Вам придется научиться слышать ее – слышать свои желания и потребности.
То, что вы ничего не умеете и не получилось – вы не умеете или пробовали, но не получилось? Это разные вещи. Если вы пробовали, но неудачно – неудачи есть у всех, никто не учится с первого мига ходить и говорить. Ребенок падает, встает, топает снова – посмотрите на годовасиков, как они целеустремленно поднимаются, падают и снова встают. А если им кто-то скажет, что не получится, они ведь так и останутся ползающими, и не прямоходящими – разве так бывает? Разве кто-то остался неходячим из здоровых детей? Просто поставьте себя на место этих малышей и попробуйте снова. С десятого, сотого раза, но получится!
Дальше. Про внешность и друзей. Совсем не обязательно иметь идеальную внешность, чтобы с тобой захотели общаться. За многие годы мода, понятие о красоте и прочее менялись тысячи раз. То, что кажется красивым сейчас, может не остаться таким спустя десять лет (посмотрите хотя бы стандарты красоты середины 20 века и конца его). В вас есть уникальность – ваши интересы, ваш характер, ваши особенности. Да, есть куча людей, которым это не нужно. И есть куча людей, которым это нужно и которые оценят вас именно за это. Или не за это, а просто за то, что вы – это вы. Найти друзей по интересам можно, надо только найти у себя эти интересы. Не может быть такого, чтобы за всю вашу жизнь никогда-никогда ничего-ничего не было вам интересно и нравилось. Так вспомните об этом!
«Заклеить рот» у вас вряд ли получится. А если и получится, потом сорветесь снова, потому что – судя по вашему описанию – вы заедаете едой внутренние проблемы. Есть такое понятие «интуитивное питание». Суть его в том, что есть нужно только тогда, когда реально голоден, а не заедаешь (эмоции, желания и проч), и употреблять только то, чего просит организм, а не чего требует диета (если у вас нет противопоказаний по здоровью). Недавно вышла хорошая книга об этом. Не уверена, что по правилам сайта можно дать название и автора, поэтому просто поищите информацию об интуитивном питании. Автор книги – русская, живущая в Голландии, ссылка находится легко. Пересказывать ее в двух строках невозможно и не нужно, но прочитать ее, мне кажется, будет полезно для вас.
Задайте себе вопрос: что случится страшного, если вас «отошьют»? Скажут, что вы сделали неправильно и не так, как надо… (кстати, кому надо? Есть законы, которые мы обязаны соблюдать – УК, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Конституция и так далее. Есть еще Заповеди. Все! Дальше – все, что «не написано, но подразумевается», определяется некой группкой людей, которые считают себя эталонами. Но кто сказал, что эталоны – именно они?)
Итак, что случится страшного, если вам скажут, что вы ошиблись? Допустим, вы найдете ответ. Задайте вопрос уже к нему – «а что случится страшного, если произойдет это?». Опять получите ответ, и снова спросите себя уже относительно него. И так до тех пор, пока не выйдете на конечный результат. Это и будет означать то, чего вы боитесь на самом деле. Чаще всего за таким «у меня не получится» стоит страх одиночества. С ним уже можно и нужно будет работать дальше.
Пожалуйста, найдите время и сходите к врачам. Сначала к терапевту, попросите направление на анализы. Ваше состояние может иметь под собой вполне реальные физические причины – нехватку каких-то элементов (анемию, например) или признак заболеваний (той же самой щитовидной железы, например). В этом случае очень поможет обыкновенное лечение – и вам станет легче.
Если основные анализы исключат болезни, дойдите все-таки до психотерапевта. Возможно, у вас все-таки депрессия, и нужны будут антидепрессанты. Не бойтесь их, сейчас есть много мягких препаратов, они уже давно не вызывают набор веса и имеют минимум побочек или не имеют их вообще.
Если психотерапевт исключит депрессию, то дальше решать надо будет вам – работать с тем, о чем я писала выше, с психологом или самостоятельно.
Алина, пожалуйста, примите мои слова не как желание «наехать», а как предложение о помощи. Попробуйте что-то сделать, ведь пробовать вам никто не запретит. Знаете, как в старом анекдоте – «Не догоню, так хоть согреюсь!». Если же вам вдруг показалось, что я так говорю, чтобы вас обидеть, то – когда-то я сама была в похожей ситуации. Правда, я была немного старше вас, но многого не знала тогда и начала работу над собой не сразу, а только спустя три года. И выбралась. Не скажу, что это было быстро, но… стало легче. Поэтому я вам очень сочувствую, я хорошо понимаю, как оно там, внутри…
Ваше состояние сложно в первую очередь потерей желания жить и воли. Но раз вы написали сюда, значит, силы у вас остались, значит, вы еще хотите что-то изменить. Это сложно, но не невозможно. У вас получится. Сил вам и удачи!