Боюсь внимания. В обществе чувствую, что могу сделать что-то не так.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, в обществе чувствую, что могу сделать что то не так, теряюсь когда на меня кто то смотрит, особенно когда людей становится больше 5-6.
Словно я сдаю очень важный экзамен, от результатов которого зависит отношение людей ко мне.
Будто люди могут увидеть во мне что то неправильное. Особенно когда смотрят прямо в глаза.
Так же напрягаюсь, когда кто то общается, а я стою без дела.
Возникает чувство беззащитности, потерянности. До тех пор, пока я как то не впишусь в эту ситуацию.
Раньше я очень сильно боялся сближаться с девушками. Именно любви, а не простого общения. Я долго страдал от безответной любви, которая была выставлена на всеобщее обозрение и стала причиной некоторых насмешек.
Сейчас я уже никого не люблю. Обида и злость пропали, но появилась тревога.
Так же пришло осознание того, что по сути всем людям на тебя наплевать.
Я привлекательный, занимаюсь спортом, но в целом не могу оценить себя со стороны. От этого возникает еще большее чувство потерянности.
Не знаю как я жил раньше, возможно просто не задумывался на данные темы.
Как будто сломался внутренний стержень и возникает потребность в каком то фундаменте, опоре. Такое впечатление, что мне всегда и во всем надо быть уверенным, а в жизни такое мало вероятно.
Понимаю что люди ничего плохого мне сделать не хотят, что это глупо и нелепо бояться внимания. Уже устал биться с этой проблемой, а хочется просто забыть про нее и жить дальше. Бороться с негативными мыслями я научился.
Можете в своем ответе дать ссылки на какие нибудь техники или источники.
Автор вопроса: Никита Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Никита!
Социальная тревожность всегда связана с ощущением в себе какого-то ужасного недостатка и страха, что другие люди об этом недостатке и отвернутся от Вас. Часто люди, страдающие социальной тревогой, ругают себя за малейшие «недостатки», которые кроме них самих никто больше не замечает. Они думают: «Почему вообще кому-то захочется быть со мной?» Им трудно поверить, что они могут быть кому-то не безразличны. Они скрывают себя настоящих, поскольку считают себя настолько порочными и неполноценными, что ни один человек не сможет полюбить их, если узнает по-настоящему. Обесценивая свои положительные качества, они испытывают сильное чувство стыда. Поскольку их глубинным убеждением о себе является «Я не заслуживаю любви», они вырабатывают такие коупинг-стратегии, которые позволяют им не открываться, а показывать лишь маску. Каждый по-своему пытается совладать с чувством стыда. Одним не хватает уверенности в себе, и они держатся с опаской, другие выглядят вполне обычно, а третьи настолько прекрасны, что Вы никогда не поверите, что у них есть такая проблема. При этом таких людей часто влечет к партнерам, которые критикуют и отталкивают их. Имея рядом любящих людей, человек с социальной тревогой будет сам критиковать и отвергать себя, считая недостойным их любви.
Мысли таких людей постоянно направлены на негативную оценку себя, они не берегут себя и не защищаются. Другие люди могут легко причинить им боль, что делает их очень уязвимыми в отношениях. Часто они говорят: «Я бесполезный, «Я глупый», «Я ничего не стою», «Я ничтожество», а в самых трудных ситуациях такая самокритика превращается в ненависть к себе. В эти моменты они чувствуют себя самыми отвратительными и ужасными.
Социальная тревога и чувство неполноценности появляются, если в детстве в семье ребенка кто-то мог сильно критиковать, унижать или наказывать за внешний вид, поведение или высказывания. Это могли быть один или оба родителя, кто-то из членов семьи, братья или сестры. Ребенка могли винить в семейных проблемах, сравнивать с братьями или сестрами не в его пользу, говорить, что он плохой, никчемный или бесполезный. Также родители могли давать понять ребенку, что он разочаровал их.
Такие дети считают, что родители заслуженно критиковали, обесценивали, отвергали или не любили их. Поскольку в детстве они также винили себя, считая испорченным и ущербным, они не обижались на такое обращение, а только испытывали стыд и печаль.
Многие люди с социальной тревожностью стараются уклоняться от своих страхов, вырабатывая так называемое «защитное поведение» – притворяться, смеяться, не смотреть в глаза, держаться за что-то или вертеть что-то в руках. Это помогает снизить тревогу в краткосрочной перспективе, но далее ситуация лишь ухудшается, поскольку тревога усиливается, т.к. человек фокусируется на том, что опасность рядом.
Если Вы испытываете страх при общении с людьми, задайте себе следующие вопросы:
Неужели я действительно так плохо выгляжу в глазах людей?
Так ли сильно мои симптомы тревоги заметы другим людям?
Действительно ли люди плохо обо мне думают?
Что я делаю, чтобы уменьшить беспокойство? Действительно это мне помогает или причиняет вред?
И, наконец, неужели это так страшно, что обо мне кто-то плохо подумает?
Справлюсь ли я с этим?
Если Вы уже научились справляться с негативными мыслями, предлагаю Вам перейти к поведенческим экспериментам. В этом Вам помогут такие книги:
Энтони Мартин М., Суинсон Ричард П. Практическое руководство по преодолению застенчивости и социальной тревожности
Батлер Дж. Преодоление социальной тревожности и застенчивости
Важно проверить, в то, что не так страшно, что люди будут думать о Вас -
часто они ничего не думают о Вас, потому что они думают о том, что Вы подумаете о них