Как справиться с социофобией и социальной тревожностью?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! В детстве я была активным и бойким ребенком. Но, уже в первом классе мой характер начал меняться. Тогда же появились первые признаки моей проблемы. Как сама я понимаю, этому послужила учительница, которая чаще всего унижала нас, детей, могла вызывать к доске и откровенно насмехаться, называть тупыми и тд. В школу я шла как на каторгу, хотя была довольна любознательна. С родителями отношения хорошие, я выросла с чувством, что меня любят, понимают. Но мама достаточно авторитарная и до сих пор я для нее маленькая и любимая деточка. Отец имеет сложный характер и тоже у него есть проблемы с соц адаптацией, общением. Однако он маскирует свою неуверенность и тревожность под маской агрессии к незнакомым ситуациям. Он любит покритиковать меня, в плане моих способностей. Например он говорил, что я могу не закончить университет, потому что я безалаберная и тд. Возможно он тоже сыграл какую то роль в моем характере. Лет в 15 я достигла пика в своей тревожности, на меня стали активно обращать внимание парни, а я шла по улице и думала лишь о том, что все на меня смотрят и хотела лишь убежать куда то, напялить на себя мешок, лишь бы ко мне не приставали. Однажды, в автобусе со мной захотел познакомиться парень, мы говорили, но за все это время я так и не взглянула на него, уставившись на свои туфли. Так и выскочила из автобуса. Но я все таки закончила университет достаточно хорошо, год проработала с сфере, где активно общалась с людьми, вышла замуж, те все таки мои проблемы не помешали мне жить нормальной жизнью. Муж работает в сфере, которая требует раз в несколько лет переезжать в разные страны. И когда мы переехали в другую страну, опять началось очень сильное обострение. Мне не хотелось выходить из дома, мне казалось что все смотрят, смеются, что я не знаю языка, не могу выучить и тд. А люди в этой стране очень общительные, хотели поговорить, для меня это был ужас и стресс. я сидела дома по.большей части, что усугубило ситуацию еще хуже. Родился ребенок, на какое то время я погрузилась в него и было легче, но проблема не ушла вообще. Муж полная мне противоположность, он очень решительный, напористый, он мне помогал, фактически взвалил на себя все, например он ходил со мной к врачу, он решал все бытовые дела, тк я тряслась даже от одной мысли что мне надо звонить кому то. Сейчас я чувствую, что с годами ситуация ухудшается. Я 80% времени дома. Я хочу работать, но мне страшно даже пройти собеседование по скайпу. Когда я иду одна по улице, мне кажется что все смотрят, мне некуда деть руки. Я не могу никому возразить, не могу отстоять свою позицию, я сам себе кажусь как будто я ребенок в теле взрослого. Мне сложно делать выбор, если звонят по телефону или в дверь, я чаще всего не отзовусь. хочу пойти на уроки вождения, но не иду, тк понимаю, что там мне надо быть постоянно с инструктором, а если он будет меня критиковать, я там умру от стыда. Чувствую, что жизнь проходит мимо и со временем все станет хуже. Боюсь что бы сын не стал таким же как я.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Савин Денис Владимирович.
Здравствуйте Ольга!
В первую очередь хочу поприветствовать сестру по несчастью. Ох эти школьные уроки прививания неуверенности и самоненависти мммм. Золотые годы!
Для начала следует разобраться, какой страх вашему "чудесному" педагогу удалось вам привить. Вы боитесь ошибаться или выделятся или всё вместе? Разберём всё по порядку.
Страх ошибок в данном случае как отсутствие опыта ситуаций адекватной реакции на ошибки, в следствии чего просто не выработана модель поведения в таких ситуациях. Важно понять одну вещь - ошибки это по своей сути выборы с последствиями. Они могут быть как правильными так и не правильными, так устроена жизнь. Например идёте вы по улице, собираетесь переходить дорогу, как вдруг при всех вам сводит ногу и вы не можете двинуться дальше, а в следующее мгновение в метре от вас проносится машина...Если бы не эта неприятная мелочь вас бы наверняка сбили. Лично я считаю, что ошибки это наши помощники, так как чаще всего они помогают нам понять свои слабости, для того чтобы начать над ними работать и стать лучше. а иногда они могут нас привести на правильный путь. Не пробовали задуматься над этим в таком ракурсе, а не как над приговором и расстрелом?
Далее, страх выделятся. Выходит из предыдущего страха и акцентируется больше на ожидании реакции от остальных но то, что вы чем-то отличаетесь. Ох уж эти прикованные взгляды, а вы даже не знаете как реагировать. У вас может начать складываться ощущение, что вас не принимают и вы лишняя. Тогда спросите себя, а принимаете ли вы себя?
Эффект толпы заключается в том, что они всегда ищут к чему приковать свой взгляд, так что если во время вашей ошибки где-то на фоне голубь начнёт внезапно читать рэп, поверьте до вас уже никому дела не будет, голубь победит в этом соревновании.
Видите ли какая интересная штука получается - вам выделили роль, показали весь тот спектр эмоций, который вас ждёт, и вы привыкли. А это уже плохо. Вы смирились! Это ужасно! Отказываясь испытать новые эмоции и жертвуя этой полезной информацией вы готовы и дальше страдать по старой схеме, по тому что она вам давно уже знакома и привычна.
Спросите у себя вы согласны со своей учительницей и солидарными с ней людьми, которые повстречались вам в жизни? Нет? Тогда почему всё до сих пор идёт по их сценарию? Почему слово "борьба" для вас стало синонимом слова "поражение"?
Представьте, что вы встретили точно такую же девушку как и вы, которую воспитывает общество по такой же схеме. Что бы вы сделали? Поддержали её? Помогли? Тогда взгляните в зеркало - эта девушка живёт с вами каждую секунду.
И да вам есть о чём переживать, ведь вполне возможно что вы уже подаёте пример такого поведения и своему сыну.
Что же вам делать спросите вы? Всё просто - начинать делать хоть что-нибудь. Понемножку по чуть-чуть.
Интернет в этом плане хорошая экспериментальная база. Зайдите анонимно в любой чат под каким-нибудь дурацким ником и несите там всё, что в голову придёт, абсолютно любую глупость, например "стадо диванов отвоевало космическую базу у циклопедов в - 2050 году". Вы увидите две вещи:
1. Реакция людей будет предсказуема, а значит боятся нечего, ведь это и было вашей целью. А ещё это не так страшно, ведь вы делаете это специально, а значит ошибиться совершая ошибку невозможно в данном случае.
2. Даже развивая эту историю, дополняя всё новыми мозговыносящими деталями можно найти тех кто начнёт поддерживать эту историю и помогать её развивать.
К чему этот эксперимент? Вы сказали, что вы, будто чувствуете себя маленькой. Это лишь от части правда. На самом деле это всё вокруг вас такое большое, всё это имеет такое огромное значение, что кажется может раздавить вас одним лишь своим присутствием. Поэтому не вам нужно вырасти, а всё это уменьшить, всё то что мешает вам нормально жить. Была стена -станет бордюр.
Если вы так или иначе хорошо знаете горечь от своих поражений, так почему вам не попытаться бороться, ведь в конце концов в случае проигрыша ничего нового и необычного вас не ждёт а только старая схема.
Пусть то дно, которого вы достигли станет вам опорой чтобы оттолкнуться и пытаться всплыть. Ради себя, ради сына, ради мужа сделайте это - начните бороться.
Буду рад вам в этом помочь.
Всего доброго и удачи!