Жуткая неуверенность, комплексы и проблемы с общением.

Вопрос психологу:
Здравствуйте уважаемые психологи! Очень долго не решалась написать сюда, подтолкнуло бессилие и затяжная депрессия, с которой бороться больше сама не могу. Опишу себя как можно точнее, мне 25 лет, очень не уверенна в себе, свои настоящие эмоции не показываю другим. Я фальшивая во всем. С трудом общаюсь с людьми, т.к. были детские травмы в школе. Надо мной издевались, а я терпела до определённого момента, потом я начала прогуливать школу, чтобы избежать издевательств, а дальше и вовсе бросила школу. Моя мать этого не замечала (много работала и была занята финансовыми проблемами) а я была предоставлена самой себе. Разве что мной занималась деспотичная бабушка, которая только и могла что орать на меня, да с сравнивать с другими нормальными детьми. Когда я становилась старше, я все больше, и больше замыкалась в себе. Не умение общаться с людьми все больше, и больше давало о себе знать. Я всегда себе чувствую какой-то недалекой, косноязычной, не умею правильно формулировать свои мысли. Постоянно думаю, что подумают обо мне другие. Когда что-то говорю, в голове каша, и в итоге выдаю всякий бред. Много комплексов из-за внешности, имею муже-подобное лицо, с кучей дефектов. Иногда ненавижу свое отражение и от этого еще больше становится грустно, что милой и красивой мне никогда не стать. Но внешность, далеко не единственный комплекс, мне постоянно кажется что другие девушки интереснее, лучше меня, позитивней, а на мне природа отдохнула. Подруг и друзей нет, в основном знакомые, которые смотрят на меня с высока. Отношения с мужчинами были, но в основном не серьёзные, да и заканчивались одинаково. Я бросала их из-за своих комплексов, из-за страхов кому-то открыться, довериться и впустить в свою жизнь. Во время отношений мне всегда казалось, что им будет лучше с какой-нибудь другой, более уверенной, красивой и целеустремлённой, но не с таким ходячим комплексом как я. Работу я нашла ту, где минимум общения с людьми, без требования образования, т.е. н/о труд. Через не хочу хожу на работу, чтобы хоть на что-то жить. Противно такое существование, но изменить ничего не могу, т.к. надо работать на собой, а я сижу в этом болоте и жалею себя. Затяжная депрессия и апатия к жизни не дает мне изменить свою жизнь. Мне не с кем поделиться своими проблемами. Прошу вашей поддержки и помощи!
Автор вопроса: Мария Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Мария. Обратиться за помощью, было отличным решением. Ведь жизнь слишком ценна и скоротечна, чтобы проживать ее в депрессии и апатии.
Конечно, очень грустно что так сложилось, но ТЕПЕРЬ, АВТОРство своей жизни - в Ваших руках. Это значит, что если Вы действительно хотите изменить свою жизнь, нужно самой ВКЛЮЧИТЬСЯ в процесс изменений и поЭТАПно двигаться к …. чему?
Это и будет началом выхода из гнетущего состояния: подумайте, КАКУЮ ЖИЗНЬ ВЫ ХОТИТЕ ДЛЯ СЕБЯ. Отметьте ключевые области. Запишите. Важно ПРЕДСТАВИТЬ возможные РЕАЛИСТИЧНЫЕ улучшения. Сроки тоже для себя отметьте. Например: через месяц, три, полгода и тд. - ЧТО было бы для Вас улучшенной версией Вашей жизни? ЗНАЯ свой «пункт назначения», даже если Вы сойдете с курса, - сможете это заметить и откорректировать и цели, все-таки достичь.
Состояние «сижу в болоте» можно сменить на более продуктивное ЧЕРЕЗ любую ДВИГАТЕЛЬНУЮ активность, выходите на прогулку!
Сейчас, давайте вместе разберем некоторые трудности, которые омрачают Вашу жизнь и рассмотрим как это исправить самостоятельно (из Вашего письма):
«Не уверена в себе, свои настоящие эмоции не показываю другим». Мария, научитесь показывать свои эмоции сначала СЕБЕ. Мысленно отмечайте для себя то, что испытываете в конкретной ситуации, например: «я растерянна .. я боюсь..» и тд. Дальше задайте себе вопрос: «А что прямо сейчас я могу сделать для себя, чтобы ОБЛЕГЧИТЬ свое состояние?» Таким образом, Вы возьмете личную ответственность за свое состояние и жизнь. А это сделает Вас сильнее, свободнее и самодостаточнее.
Это важно, так как судя по общению, которое у Вас складывалось в детстве, Вы скорее всего, привыкли к невниманию к своим чувствам/потребностям (от того и сложно их выражать). Критика и сравнение с другими не в свою пользу, тоже «след оставили». Это факт, который обьясняет почему в настоящем есть то, что есть. Но если заострять на этом внимание, Вы себе НЕ поможете. Лучше направьте свое внимание на РЕШЕНИЕ: научитесь вести диалог с собой так, чтобы получать поддержку от самой себя. Когда Вас что-то огорчает или не получается, НЕ ЖАЛЕЙТЕ себя (это усиливает позицию «жертвы»). Проявите к себе СОЧУВСТВИЕ (дарит переживание понимания и облегчение), заботу. И снова ДЕЙСТВУЙТЕ, чтобы приблизиться к намеченным целям.
Также Вы пишите, что когда нуждались в поддержке, мать этого не замечала. Мария, начните сами себя замечать и свои потребности. Подумайте: внимание в КАКОЙ форме, Вы бы хотели получить, особенно, когда совсем не просто? Начните его себе оказывать.
Поступая так, Вы сможете установить связь с собой: осознавать и выражать свои эмоции, быть искренней с собой, быть себе интересной и ценной. И тогда Ваше мнение, - «я фальшивая во всем», просто улетучится.
Это также облегчит общение с другими людьми. Произойдет внутренняя перестройка: беспокойство о том, что подумают о Вас другие, желание нравиться (кому-либо), сменится желанием делиться чем-то «своим», например, мнением или опытом и таким образом, получать удовольствие от общения. Вы станете внимательнее к своему выбору окружения, тем более с кем сближаться.
«Я всегда себя чувствую какой-то недалекой, косноязычной, не умею правильно формулировать свои мысли». Этому можно при желании научиться. Например, начав вести дневник для себя и о себе. Кто хочет достать жемчужину, тот, - должен быть ГОТОВ НЫРНУТЬ ГЛУБОКО. Мария, «нырните» в СВОЮ личность и достаньте свои достоинства, они есть у каждого, и Вы - не исключение. Не могу не посоветовать Вам найти текст Декларации самоценности В.Сатир, прочитайте ее, обдумайте.. Так, совсем скоро, ощущение «недалекости» сменится осознанием своего внутреннего содержания/потенциала и желанием его проявлять.
Постепенно Вы сможете ПРИНЯТЬ свою внешность как есть И УЛУЧШАТЬ ее. Но как сказал Гюго: «Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если не ОЖИВЛЕНА ВНУТРЕННЕЙ КРАСОТОЙ..» Внешность может впечатлить на пару минут, тогда как внутренняя красота, - «цепляет» на всю жизнь. Мария, развивайте себя и лучшее, что в Вас есть. Это однозначно украсит Вашу внешность и жизнь!
Успехов Вам :)
Индивидуальные консультации возможны через скайп: studia izmeneni
или почту: [email protected]
С уважением, Наталия Гришугина