Длительная, тяжёлая депрессия, лечение не помогает.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я дважды лежала в отделении неврозов, пол года ходила на психотерапию, но состояние не улучшается (больше двух лет не работаю, постоянная усталость, апатия, накатывает страхи, в стрессовой ситуации или когда рядом мало знакомые люди трясет и панические атаки, постоянно хочу спать, могу спать практически сутками, периодически возникают мысли о самоубийстве). Пила разные антидепрессанты: стимулатон, алвенту, позитиву и др. Сейчас принимаю ладисан. Пила нейролептик флюанксол и противоэпелиптические карбомазепин, энкарат хроно и в последний раз топирол (от топирола очень сильные суецидальные мысли, я бы даже сказала состояние аффекта). Прошла кучу исследований и разных анализов из последнего у меня высокий кортизол, но т.к. с дексаметазон ом он падает, опять же отправляют к психотерапевту, была у невролога, делали к-т-все ок, невролог поставил диагноз "функциональный тремор" и тоже сказала продолжать лечение у психотерапевта. Но оно не помогает, депрессия прёт как будто изнутри, когда перестаёт накрывать, мне самой не совсем понятно почему я так сильно переживала и поводы кажутся пустяковыми. Рекомендуют быть более активной (за последние пару лет набрала почти 30 кг), но у меня не получается, за один более-менее активный день расплачиваюсь двумя днями полного бессилия, я уже за гранью отчаяния, не понимаю что со мной. Неужели я сумасшедшая? Я не знаю что мне делать. Из-за бессилия не могу жить нормальной полноценной жизнью, из-за тремора есть сложности с общением с людьми (пальцем конечно никто не тыкает, но все равно это не может не мешать, да и мне самой от этого очень дискомфортно), постоянно испытываю внутреннее напряжение. Подскажите, пожалуйста, что со мной и как мне быть?
Автор вопроса: Юлия Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Штокалова Елена Сергеевна.
Добрый день, Юлия.
Во многом лечение депрессии зависит от желания человека от нее избавиться. Поэтому, Ваше желание вылечиться играет огромную роль на пути восстановления. Главное, не сдавайтесь. Чаще всего депрессивные состояния провоцируются нашими внутренними установками к миру, самому себе и нашему будущему. Эти установки во время депрессии сильно искажены и отрицательно влияют на наши мысли, чувства и эмоции. В Вашем случае наиболее рациональным будет симптоматическое лечение депрессии. Без специалиста бороться с депрессией очень сложно, так как она подобна зыбучим пескам из которых выбраться самостоятельно очень сложно. В состоянии депрессии Вы как бы находитесь внутри ловушки Ваших мыслей и негативных жмоций. В своем ответе я постараюсь дать Вам несколько рекомендаций, которые Вам помогут ослабить симптомы. 1) Для начала Вам необходимо понять, что депрессия – это болезнь, поэтому Вам надо поменять отношение к себе. Не ругайте себя, если чего-то не можете делать, что раньше делали с легкостью. Вспомните, что когда Вы больны гриппом, Вам прописан постельный режим и обильное питье, так как Вы просто не в состоянии делать большего. Так же и с депрессией. Если у Вас что-то не получается как раньше, то Вы в этом не виноваты, это результат Вашей психологической болезни. Булемия (избыток веса) – это следствие и побочный эффект Вашей основной болезни.
2) Активная деятельность – один из основных показателей улучшения состояния. Начните с той деятельности, которая приносила Вам удовольствие. Может быть, это чтение, поход в кинотеатр. Если Вы не можете вспомнить ничего такого ,начните просто с элементарной деятельности. Например, прогулки спокойным шагом в течение получаса (позже можно увеличить), наведение порядка в квартире, со временем добавьте поход по магазинам. Не делайте слишком много сразу, добавляйте активность постепенно. Каждый вид деятельности добавляйте после того, как предыдущий будет освоен. Обычно это через каждые 3-5 дней. Помните! Первыми должны быть те дела, которые раньше приносили Вам удовольствие. Второе - это принцип постепенности: добавляйте новый вид деятельности после того, как предыдущий будет освоен.
3) Самое сложное для человека в Вашем состоянии – это отслеживать собственные мысли. А чаще всего именно нарушение в мыслительной деятельности служит ухудшением состояния во время депрессии. В своем вопросе Вы выразили мысль, которая может спровоцировать сильнейшую тревогу у любого человека, а не только находящегося в депрессии. А именно : «Неужели я сумасшедшая?».
Подобные мысли являются безосновательными, не подкрепленными никакими фактами, другими словами, это Ваши фантазии. Но Ваше сознание не анализирует такие мысли как ошибочные, поэтому Вас охватывает чувство страха и тревоги. Постоянная внутренняя тревога прорывается в панические атаки и другие фобии. Вам необходимо научиться отслеживать свои негативные мысли, чтобы предотвращать активации негативных эмоций. Как это сделать. Я постараюсь показать Вам как это делать на примере мысли «Неужели я сумасшедшая». Разделите лист бумаги на 4 колонки. В первой запишите ситуацию, в которой возникает подобная мысль (например, после очередной панической атаки). Опишите подробно ситуацию – где Вы были, что делали, в какой момент возникло ощущение паники и т.д. В следующей колонке напишите саму мысль : «Наверное, я сумасшедшая». Какие эмоции вызывает у Вас эта мысль?! Даже у здорового человека такая мысль вызовет страх, отчаяние, тревогу. После этого проанализируйте Вашу мысль, исходя из ситуации «здесь и теперь». И запишите правильный анализ Вашей негативной мысли в следующей, третьей колонке. Например : Нет, я не сумасшедшая, это состояние вызвано моей болезнью, от которой я лечусь. Я способна рассуждать и анализировать ситуацию, я прекрасно понимаю, что мое состояние временное, потому что я многое делаю, чтобы мне стало лучше. Сумасшедшие люди не могут трезво рассуждать и анализировать. К тому же я посещаю психотерапевта и невролога, они бы мне точно сказали, что я сумасшедшая. Но они этого не говорили» В четвертой колонке проанализируйте свои эмоции после того, как Вы переоценили ситуацию. Например: тревожность уменьшилась, появилась небольшая вера в себя и т.д.
Анализируйте таким образом и корректируйте все свои мысли в любой ситуации. Во время лечения не сравнивайте себя с той, какой Вы были в здоровом состоянии. Сравнивайте себя с той, какой вы были вчера, позавчера, отмечайте свои даже минимальные успехи, записывайте их.
Постепенно, вы сможете взять ситуацию под контроль.
Желаю Вам удачи. Если Вам будет нужна моя консультация, рада буду Вам помочь.