Как понять, есть ли у меня неуверенность в себе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Уже не первый раз мне мой молодой человек говорит, что у меня проблемы с самооценкой, что я в себе не уверена и мне нужно обратиться за помощью к специалисту и начать работать над собой. Как всё же разобраться, есть ли у меня проблемы с этим? Лично по моим ощущениям 50/50, очень интересно узнать мнение специалиста, а не парня, который хоть и увлекается психологией, много читает по этому поводу, но пока образования не имеет. Мне 27 лет, работаю в хоккейном клубе, в детстве была толстой, но к годам 14-ти привела себя в форму, правда благодаря жестким диетам и изнуряющим тренировкам, и даже несмотря на то, что проблема исчерпана, иногда не покидает чувство, что я толстая (поэтому я и написала 50/50), да, ещё иногда есть привычка сравнивать себя с другими, причём с посылом, чем они лучше чем я, иногда одолевает страх измены, хотя ни в одних отношениях с мужчинами измен не было, но часто начинает пожирать такая мысль. В плане общения с людьми, проведения интервью, съёмках - проблем не испытываю, какой-то скованности и зажатости нет, также как и при выполнении сложных задач, но часто люблю себя пожалеть, но другим людям открываюсь не всегда, много было негативного опыта. В плане отношений с родителями - мне проще говорить с отцом, чем с матерью, потому что мама часто не понимает, переиначивает и начинает переживать на ровном месте, и проще вообще ничем не делиться тогда. Иногда болезненно воспринимаю критику, иногда кажется, что любовь нужно только заслуживать, часто в ситуациях представляю негативный сценарий развития, чем положительный.
Автор вопроса: Людмила Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Киселёва Анна Валериевна.
Здравствуйте, Людмила!
Хотелось бы, конечно, услышать и точку зрения Вашего молодого человека, чтобы увидеть проблему с двух сторон. Буду отталкиваться от того, что Вы написали.
Давайте рассмотрим признаки неуверенности в общем для того, чтобы Вам открылась более полная картина того, какими характеристиками всё таки обладает неуверенный в себе человек:
- неуверенность может иметь несколько проявлений: А) чрезмерное внимание к себе, к своей личности; Б) полное неуважение к себе и своей внешности;
- неуверенность может проявляться в суетливых движениях, бегающем взгляде, в заискивающем тоне общения с «уважаемыми» людьми и неуважительный тон по отношению к тем, кто «слабее», «ниже»;
- неуверенный человек боится перемен и активно держится за стабильность в жизни, даже, если такая жизнь не устраивает;
- такой человек затрудняется отказывать другим, трудно сказать «нет»;
- желания очень скромные, либо наоборот чрезвычайно раздутые;
- не умеет правильно проявлять свои эмоции (либо агрессивный человек, либо чересчур зажатый);
- в споре не умеет договариваться;
- неуверенные в себе люди часто склонны к нарушениям пищевого поведения (переедание, отказ от еды и пр.), к компьютерным играм и другим зависимостям;
Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. При низкой самооценке человек склонен обесценивать свои желания (например, «это не так важно») и в итоге не удовлетворяет свои потребности, ему свойственны самобичевание, самокритика, некоторые из них любят подшучивать над собой.
Из того, что Вы написали, Людмила, о неуверенности в себе может говорить то, что Вы сравниваете себя с другими, и насколько я поняла, другие в Ваших глазах лучше, чем Вы. А так же Ваша фраза о том, что «любовь нужно только заслуживать» (в этом проявляется заниженная самооценка, мол, Вас невозможно полюбить просто так,), что чаще видите негативный сценарий развития, чем позитивный (неуверенность) и ,наконец, Ваша ревность. Ревность – это неуверенность в себе, недоверие к себе, страх отвержения, недооценка себя (найдётся кто-то лучше, чем я). Что повлияло но Вашу самооценку? Может быть родители или сверстники? Может быть то время, когда Вы боролись с полнотой? Вы до сих пор очень боитесь поправиться. Ваша борьба с весом и боязнь поправиться – это уже отдельный разговор.
Людмила, Вы задаёте вопрос: «есть ли у Вас неуверенность», ответ: «да, есть», НО мы все бываем в чём-то уверены, в чём-то нет, это нормально, самое главное, чтобы не было перекоса, чтобы неуверенность не заполняла Вашу жизнь настолько, что из-за этого появляются проблемы.
Если проблемы в жизни появляются, то нужно прорабатывать моменты неуверенности.
Начните уважать и любить себя. Можете завести дневник, в котором будете каждый день записывать свои большие и маленькие победы, хвалите себя. Вы почувствуете свою ценность, и такие негативные реакции, как, например, ревность или привычка сравнивать себя с другими отпадут. Не сравнивайте себя с другими, всегда есть кто-то, кто в чём-то лучше нас и кто-то, кто хуже, но каждый уникален и неповторим, каждому больше пойдёт на пользу акцент на своей жизни, чем на успехах или неудачах других. Помните, что всем вокруг нравиться не получится: кому-то вы нравитесь, кто-то Вас критикует и это нормально. Зная о всех своих положительных качествах, о своей ценности, Вы уже не будете болезненно воспринимать критику. Максимум, с кем Вы можете себя сравнивать, это с собой прошлой, сравнение с другими бесполезная и непродуктивная трата времени.
Людмила, желаю Вам успехов, гармонии и душевного баланса. Если что-то для Вас непонятно и возникли дополнительные вопросы, я открыта для дальнейших консультаций!
С уважением,
Ваш психолог Анна Киселёва