Апатия и отрешенность от мира, жизнь потеряла смысл.

Вопрос психологу:
Добрый день, в последние пару лет стала чувствовать апатию и отрешенность от мира, жизнь потеряла смысл и превратилась в череду однообразных событий. Попытки что-то изменить (сменить работу, место жительства, окружение) не помогают.
В последнее время стало становиться еще хуже - появились наплывы тревожности, панические атаки чередующиеся с приступами апатии и самобичевания. Малейшая проблема становится огромной и неразрешимой, а сложности доводят до слез. При этом, на людях удается сохранять лицо и выглядеть как счастливый, довольный своей жизнью человек. Иногда появляются попытки травмировать себя: расцарапать руки, расковырять болячки, втыкать в себя ногти.
Также стала падать продуктивность, количество рабочих часов за прошедшую неделю едва ли превышает 4 ч/день. Потеряла рвение к работе, из-за этого постоянно себя укоряю, особенно когда слышу обвинения от начальства или коллег. Особенно тяжело в последнее время даются рабочие отношения начальник-подчиненный, где я выступаю в роли подчиненного. Ощущаю что меня не слышат и не слушают, мои идеи и проделанную работу не замечают а меня саму используют только в качестве "козла отпущения".
В личной жизни все в порядке, живу с молодым человеком. Часто накатывает ощущение что я никому не нужна и меня никто не любит (если отринуть все ощущения и нервные состояния, то становится ясно что это не так).
С родителями отношения плохие. В том числе: множество неоправданных ожиданий и надежд, постоянные попытки переубедить и использовать меня в своих целях.
Как справится с этим состоянием и стоит ли обращаться к специалисту? Если да, то к кому.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Истомин Владислав Викторович.
Добрый день, Наталья.
Благодарю за доверие - открываться незнакомому человеку всегда непросто... и чувствую, что Вы долго решались, прежде чем, написать...
Наталья, от Ваших слов в письме у меня есть ощущение и понимание, что Вы живете на протяжении длительного времени в некомфортном и нересурсном состоянии...
Справиться Вы с ним точно сможете, во первых, потому что это Ваше состояние, Вы его Хозяйка.
Во-вторых, я уверен на 100% , что есть у Вас силы и ресурсы, чтобы менять в лучшую для Вас сторону Ваши неприятные чувства, мысли и поведение.
Согласитесь, что менять что-то важно внутри... "Попытки что-то изменить (сменить работу, место жительства, окружение) не помогают."
А внутри, по моим ощущениям, в Вашей внутренней, часто скрытой от окружающих жизни, сейчас доминирует обесцененный, "раненный", нересурсный, часто паникующий Ваш внутренний Ребенок...
Кроме переживания "апатии и отрешенности от мира", ощущения бессмысленности, бесценности происходящего, тревоги, страхов... у Вашего "Ребенка", Наталья, скорее всего, есть такие чувства, как беспомощность, неуверенность, растерянность, обида, чувство вины и злости на себя...
Переживание таких эмоций, конечно, отнимает у Вас массу сил и "требует" от психики активно от них защищаться...
Такое ощущение, что Вы два года назад снова с головой "окунулись" в свое не самое радостное и приятное детство... Где доминирующим Вашим внутренним состоянием являются чувства одиночества, брошенности, униженности, вины и обесценивания себя ("ощущение что я никому не нужна и меня никто не любит").
Наталья, Ваши слова о плохих отношениях с родителями, скорее всего, имеют отношение к этому, согласитесь...
Что-то произошло или происходило в Вашей жизни два года назад, что активно "включило" этого обесцененного Ребенка...
Ваши отношения на работе с коллегами и начальством тоже, по сути, "усиливают" негативное давление на эту Вашу нересурсную детскую позицию. Вы еще больше в ней "застреваете"...
Наталья, кроме детской части (которая делится на две - позитивную и негативную) у каждого из нас есть еще "Взрослая" часть (состояние, позиция).
Основные ресурсы "Взрослого", Наталья, следующие:
- безусловное, непоколебимое ничем позитивное ощущение своей Ценности (самоуважение, целостное позитивное принятие себя, способность поддержать себя - все это можно назвать Любовью к себе);
- реалистичное "взрослое" (без детских фантазий) восприятие и понимание себя и окружающего мира (способность к рефлексии);
- ответственность за свои выборы и автономность (самостоятельность);
- эмоциональная устойчивость;
- способность Заботиться о себе (во всех сферах жизни);
- умение отстаивать свои границы;
Эти ресурсы в Вашем внутреннем мире, безусловно присутствуют, Наталья.
Просто сейчас, как я понимаю, Вы с ними в очень слабом контакте... "задвинули" их куда-то в сторону... а на сцене вовсю проявляет себя Ваш раненый обесцененный "Ребенок".
Я думаю, что Вы понимаете, - Ваш опыт детства напрямую связан с этой ситуацией...
Внутри у Вас как будто "склейка" сегодняшнего, актуального опыта и болезненного опыта Вашего детства... из которого Вы так сложно пока "выбираетесь"...
Согласитесь, Наталья, что ресурсы 23-летнего человека сильно отличаются в реальности от его же ресурсов в 3-5- летнем возрасте и даже в возрасте 8-12 лет.
Конечно, острота и глубина "детских ранений" - причина, что с этими чувствами не так легко и быстро можно справиться... Когда они "затопляют" психику, то "включить", актуализировать "Взрослую" часть непросто... но возможно. Для этого важна целенаправленная работа.
Поэтому, Ваш вопрос, Наталья, стоит ли обращаться за внешней помощью, имеет смысл... Это тоже один из ресурсов "Взрослого" - способность в сложной ситуации обратиться за поддержкой и помощью к Другому.
В любом случае - это Ваш выбор...
Наталья, для меня не совсем понятной остается роль и значение для этой Вашей внутренней ситуации Ваши отношения с молодым человеком.
Возникают вопросы:
- Если все "хорошо", то являются ли эти отношения для Вас поддержкой? В какой мере?
- Насколько Вы открыты и чувствуете доверие друг к другу?
- Кем Вы себя чувствуете в этих отношениях - "Ребенком", "Взрослым" или "Родителем? В какой роли чаще находится Ваш партнер?
- Что Вы чувствуете в отношениях?
На мой взгляд, ответы на эти вопросы имеют отношение к тому, что мы с Вами "обсуждали" выше...
Наталья, если пока сложно самостоятельно найти свои ресурсы и опоры, то я готов Вам помочь и конструктивно, по Взрослому продолжить работу.
Вы можете написать мне на почту или в "ВКонтакте".
Опыт дистанционной работы в разных форматах у меня есть.
С уважением, Владислав.