Падение в стагнацию. Самобичевание. Пожил и хватит?

Вопрос психологу:
Предыстория:
Пошел в мл/ср школу. Закончил отлично, много читал и много общался. Участвовал во, что только можно, был активным мальчиком. Пошел в старшую школу. Закончил на хорошо. Читал меньше, иногда общался и зависал в группках, но больше уже находился на периферии и смотрел как общаются другие. Иногда устраивал какие-то замуты, но уже уменьшил размах. Пытался не совершать ошибок. Поступил в универ. Оценки застряли на уровне "удовлетворительно", круг общения стал минимальным. Действия сведены к минимуму. Ничего не организовывал - ни в чем не участвовал. Только изредка выбирался на тусовки, где просто стоял. Поступил в магу : все тоже самое, что на бакалавре, только еще хуже. Постоянно клонит в сон. Хватает на то, чтобы чуть чуть поиграть в компьютер. Читать - скучно, хобби - скучно, что ни возьмусь - "А стоит ли это делать? А окупятся ли мои усилия и время?" - И в итоге ничего не делаю.
На фоне всей этой истории я начал замечать свое падение в стагнацию. Если раньше я был открытым подвижным человеком, то сейчас я словно тень своего былого величия. Что ни возьмусь делать - оно требует намного больше умственных и физических (тело стало себя тоже хуже вести, но это с врачами потихоньку разбираюсь) сил, нежели было раньше. Вместе с постоянно растущим несовершенством себя самого растет и ненависть к себе. Я ошибаюсь, и ошибаюсь в тех местах, где раньше не делал ошибок. Заранее скажу: это не учеба. Учеба это когда первое действие - ошибка, второе- правильное действие. Не наоборот.
На фоне постоянных ошибок уже начал применять различного рода санкции и наказания к самому себе. Но смысл? Ничего не изменятся и не исправляется.
Ощущение, что я деградирую и больше не в состоянии учиться - я боюсь, что это уже не просто самобичевание, а отменно работающая интуиция. Кстати только она меня удерживает от наихудших результатов.
У меня есть несколько запасных планов восстановить свою работоспособность, которые полагаются на стимуляторы, но стоит ли оно того?
Стоит ли вообще продолжать барахтаться, когда сама твоя сущность летит в тартарары? Может стоит уйти, сохранив лицо и не позволив себе совершить еще бОльшие и разрушительные ошибки?
Автор вопроса: Антон Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Антон. Даже когда совсем не просто.. жить, - однозначно стоит! Обратиться за помощью в данной ситуации, в том числе медицинской, - отличное решение. Ваш вопрос, к сожалению, сложно решить в рамках одной письменной консультации. Тем не менее, поделюсь с Вами своими ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМИ и предложениями как поддержать себя самостоятельно.
Давайте обратим внимание, на некоторые моменты из Вашего письма:
- «Пытался не совершать ошибок».
Антон, откуда появился страх совершить ошибку? В предыстории Вы пишите, что учились отлично, много общались, участвовали везде, где можно было, не без ошибок ведь. И этот полученный опыт - отличная база для ДАЛЬНЕЙШЕГО развития. Но появившийся страх, словно заблокировал это развитие. Так, кто и что повлияло на Ваше свободное самовыражение? Причину важно осознать, чтобы ОТРЕДАКТИРОВАТЬ свои убеждения, приведшие к решению «пытаться не совершать ошибок». Мы ведь знаем, что они - НЕИЗБЕЖНЫ. Но только СОГЛАСИЕ с этим фактом, может заметно облегчить Ваше эмоциональное состояние. Кажется просто, но на практике, без этого согласия - ступор..
- «Действия были сведены к минимуму».
Почему? Снова страх ошибиться? Или отказ от ответственности?.. Или.. Чтобы там ни было, Вы как-будто добровольно «поставили себя на паузу». Разумеется без действий, даже активный человек входит в пассивное состояние, в котором скука, апатия набирает обороты и начинает распространяться на все области жизни. И вот, - «привет стагнация»..
- «А стоит ли это делать? Окупятся ли мои усилия и время?»
Такой подход к делу, похож на перфекционизм. Но он кроме истощения, разочарования и прокрастинации, ничего не даст.. Просто потому, что ничего идеального нет. Поэтому перфекционизм важно ЗАМЕНИТЬ на ЗДОРОВОЕ намерение развиваться. В чем разница?
Перфекционизм - это вера в то, что если я сделаю это идеально, только тогда буду крут, получу признание, одобрение ДРУГИХ. Здоровое же стремление развиваться, связано с пониманием В КАКОЙ ТОЧКЕ Я НАХОЖУСЬ СЕЙЧАС и КУДА хочу прийти. И !! Получение удовольствия от ПРОЦЕССА развития/достижения своих целей. То есть это СОТРУДНИЧЕСТВО с собой, учитывая свой темп и обстоятельства, без страха оценки других.
- «..С постоянно растущим несовершенством себя самого растет и ненависть к себе».
Ненависть к себе растет, потому что Вы начали «спорить со своим естеством»: мы все НЕсовершенны и точка. Принятие этого ФАКТА, позволит Вам ослабить то внутреннее давление, которое Вы сами создаете своими высокими требованиями к себе/другим или ожиданиями как должно все быть и когда. Понравились слова А.Квиндлен: «Самое сложное и одновременно ПОТРЯСАЮЩЕЕ - ПЕРЕСТАТЬ быть идеальным и НАЧАТЬ БЫТЬ СОБОЙ». Попробуйте..
- «Я ошибаюсь, и ошибаюсь в тех местах, где раньше не делал ошибок».
Фиксация внимания на своем несовершенстве, увеличивает вероятность ошибки там, где ее могло и не быть. Недовольство, ЧРЕЗМЕРНАЯ требовательность и даже НЕтерпимость к ошибкам - также, только увеличивает их. «Санкции и наказания к самому себе», еще сильнее усугубляют Ваше состояние, лишая сил менять что-либо и веры, что перемены вообще возможны. Это похоже на то, как если бы Вы сами слили у своей машины бензин и пытались бы уехать. Как-бы Вы не давили на газ, машина не сдвинется с места.. Тогда что могло бы быть эмоциональным топливом в Вашем случае?.. Например, это:
- СПОКОЙНОЕ ПРИНЯТИЕ «своей сущности», а не спор или отказ от нее.
- ОСОЗНАННЫЙ ДОГОВОР с собой - БЫТЬ СОБОЙ :)
- РЕАЛИСТИЧНЫЕ ожидания от себя и других.
- ПРИЗНАНИЕ своих достоинств. Они есть у каждого, и Вы - не исключение.
- РЕШЕНИЕ развиваться НЕСМОТРЯ на трудности и некоторые ограничения из-за человеческого несовершенства.
- СОЧУВСТВИЕ, ПОНИМАНИЕ и ПОДДЕРЖКА себе, когда не все гладко.
- ВИДЕТЬ ЦЕЛЬ. Это поможет в случае ошибки, просто поменять стратегию достижения, а не заниматься самобичеванием.
- БЛАГОДАРНОСТЬ себе (и другим) за УЖЕ ДОСТИГНУТОЕ.
- ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ внутренней позиции или роли, которая завела Вас в тупик.
- ВЫБОР реалистичных целей и новых, ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ убеждений. Так Вы сможете стать себе надежным «напарником по жизни». А это куда полезнее для психики и приятнее для себя, чем быть жестоким критиком и непреклонным судьей, согласитесь?..
Антон, мы с Вами рассмотрели НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ аспекты Вашего состояния. И они действенны в случае, если нет медицинского диагноза какого-либо выявленного расстройства. Поэтому разумно будет пройти медицинскую диагностику, чтобы получить объективную картину Вашего состояния и исходя из этого, искать решение.
Помните, пока мы живем, у нас ЕСТЬ СВОБОДА ВЫБОРА - КАК жить. Не без трудностей конечно.. Но ресурсов вполне достаточно, чтобы организовать себе приятное путешествие.. Проложите СВОЙ маршрут. И конечно, вовремя заливайте в «свой бак» качественное топливо :)
Успехов Вам и всего самого доброго!
С уважением, Наталия Гришугина
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni или
почту: [email protected]
Также через Воцап, Вайбер и др. приложения по договоренности.