Как побороть страх будущего и научиться принимать себя?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Не сильно верю в себя, есть страх будущего. Несколько лет назад недобрала достаточного количества баллов для бюджета, куда хотела, но не хотела обременять родителей и пошла туда учиться. За несколько лет сильно разочаровалась в данном университете, специальности и возможностях после неё. Ещё во во время учебы в ВУЗе был 1 предмет, с которым у меня в одном семестре были сложности, я тогда сильно разочаровалась в себе и были мысли о суициде. Сейчас мысли прошли, но разочарование в себе и неверие в себя иногда всплывают. Просто в школе не была красивой, не пользовалась популярностью. И поэтому успокаивала себя мыслями о том, что я умная, способная. А на 2м курсе ВУЗа сильно в этом разочаровалась. И стало непонятно, как жить. Потом учеба выровнялась. Отчислилась, решила перепоступить в более хороший университет, на более интересную специальность. И мне кажется, что я могу завалить экзамены. Подготовка по одному из предметов весьма слабая, не уверена, что смогу подготовиться, а хотелось бы в более менее нормальный университет, иначе зачем это всё? Отчисление и т.д.. Я девочка способная, но мне тяжеловато делать однообразную скучную простую работу. Что можете посоветовать? Как начать верить в себя? Справиться со страхом будущего? Как подготовить себя к тому, что возможно не поступлю. Ещё с родителями придётся объясняться. А самое главное, как-то объяснить себе, что даже, если не поступлю, это не повод плохо к себе относиться. С детства росла без отца и не испытывала достаточно любви и внимания от матери. Теперь сложно проявлять это к себе. Сложно себя не презирать, не недолюбливать, прощать себе ошибки, сложно уважать себя, если не ощущать себя достаточно умной и успешной по собственным меркам.
Автор вопроса: Даша Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
День добрый Даша!
Неуверенность в себе, излишняя застенчивость, как правило, уходят корнями в детство. Большое влияние на самоощущение ребёнка, оказывают родители. Но не стоит винить родителей, они желали нам только добра, и Вы Дашенька пишете, что Вас воспитывала одна мать. Тогда тем более, можно понять ее отношение к Вашему воспитанию, ведь на неё наложились роль двоих родителей. Это сложно, морально и физически. Ваша Мама - герой. И если смотреть вглубь, нужно анализировать, какие отношения мамы, были с ее родителями. Но это второстепенно. А теперь ты выросла и можешь брать сама ответственность за свою жизнь.
Понять, какое влияние оказали родители на развитие у каждого из нас уверенности в себе или застенчивости, — значит сделать первый шаг для восстановления чувства собственного достоинства.
Неуверенность в себе может быть определяющей характеристикой человека, но чаще всего она проявляется лишь в отдельных аспектах жизни. И здесь важно проявить в каких, чтобы постараться найти причину, корня проявления проблемы. Начнём с определения лишь части возможных причин.
Родители иногда не могут удержаться и проецируют на детей свои мечты об успехе. Не всегда удаётся соответствовать мечтам родителей и здесь зарождается вопрос? «А достаточно ли я хороша?”
Возможно, сейчас вы все еще стараетесь стать воплощением успеха для своих родителей.
Попробуйте отделить желания родителей от своих собственных и сделать первый шаг навстречу тому, о чем мечтали с детства.
Возможно, родители Вам говорили, что «вы всегда и во всем преуспеете», - и это форма неприятия Ваших трудностей...но это защитная реакция людей, которые пытаются выжить сами, в сложных ситуациях.
Попробуйте доверять окружающим, хотя бы в малом. Тем, кому посчитаете нужным. И Вы увидите, как спасительна бывает поддержка.
Для тревожных родителей жизнь представляет сплошную опасность. Возможно за Вас тревожились. Тревога заразительна. И проявляться может в разных областях жизни.
Наверняка вы давно хотели что-то попробовать, но не решались. возможно, сейчас самое подходящее время.
И здесь хочу порадоваться за Вас, Вы уже совершили довольно уверенный поступок для неуверенного человека. Вы хотите пойти на другую специальность, которая Вам более интересна. И Вы пишете о себе, что Вы «девочка способная» и я так понимаю, это уже доля Вашей уверенности? А может установка родителя или другого взрослого человека?
Некая доля неуверенности поступления, есть у каждого человека. Но не надо думать об этом сейчас. Проблемы решаются, по мере их поступления. А сейчас целесообразней думать просто о подготовке к экзаменам. Попробуйте на свой страх на то, что не поступите, взглянуть под другим углом. Ну например:
- какой урок мы можем извлечь из этого?
- какой другой путь можно найти, в достижении своей цели? А путь есть всегда, и он обязательно найдётся - главное не впадать в самобичевание и уныние.
Возможно, у Вашего родителя были взгляд пессимизма на некоторые сферы жизни. Но и с этим можно справиться, взяв свою жизнь в свои руки.Обретение уверенности в себе начинается тогда, когда вы можете сказать: «Я не собираюсь винить ни своих родителей, ни одноклассников в школе, где я не пользовалась успехом. Я собираюсь взять на себя ответственность за свою жизнь здесь и сейчас».
И здесь уместно сказать о Вашей красоте, где пишете, «в школе не была красивой» . У каждого человека, своё представление о красоте. Есть некий навязанный образ общего представления красоты, и я понимаю, этот образ важен для Вас, особенно в силу возраста, но поверьте, это не самое главное в жизни. Важна внутренняя красота, украшенная добродетелями. А это есть - любовь к человеку, как образу человека, внутренняя радость, стремление к познанию и труду и др. И обязательно найдутся люди, а может и есть, для которых Вы самая красивая.
Чтобы обрести уверенность в себе, важно понимать, что с неудачами и провалами неизбежно сталкиваются все. При этом только от нас зависит, сможем ли мы извлечь из этого какой-то опыт или свалимся в бездну самоуничижения и неуверенности в собственных силах.
Возможно родители или родитель был сам не уверен в себе. Ну а тут и так все понятно. Поведение родителей неосознанно нам передаётся.
И считаю важным, для каждого, у кого есть такая черта как самобичевание(презирать себя, недолюбливать, не прощать себе ошибки, не уважать ) признать в себе, что у каждого «есть право на ошибку». Принять себя таким, каким родился, не думать о мнении общества о тебе. И ты обязательно найдёшь своё место в социуме.
Начните с того, что получается. Ищите новые занятия, которые принесут Вам радость удовлетворение. Это придаст уверенности.
С уважением Мария.