Я разочарование родителей или все таки проблема не во мне?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Александр, мне 21 год. Студент. Звезд с неба не хватаю, но смог добраться до четвертого курса. Меня волнует вопрос: кто же я? Разочарование для родителей или все таки проблема не во мне? Мои родители не выделяются чем то особенным. Были разведены когда мне было 6 лет. До 11 жил у матери, после у отца. С мачехой мы не сошлись. Скандалы на пустом месте. Ну да, она же приехала из большого города в эту деревню с двумя высшими, а ты так, прикормыш без ничего. Но перейдем в настоящее. Задаваться этим вопросом я начал примерно месяца 3 назад. Мой отец вновь начал пить(что мне сильно претит) и когда я приехал после сессии домой на каникулы то тот пришел говорить со мной "за жизнь". Беседа мягко перетекла с пьяного "все козлы" на то что моя сестра(дочь мачехи) добилась многого. Ее все уважают, она отличница, ее все признали. Ну и так далее еще минут на 30. И я спросил отца:"А я? Чего я добился?" Он задумался и через пару минут промямлил:"ну, ты не сдаешься". И все. Ему не за что было меня похвалить. Я не люблю сравнивать себя с другими, особенно на тему кто кого больше любит, но тут задумался. Если опустить все те годы что я был козлом отпущения для них(сестра не в счет) и за отметку взять наше поступление. Отец не возил меня ни на какие дни открытых дверей, а сам я не привык к большим городам(за пределы своего поселка городского типа я выбирался дважды на обследование в больницу) и в городе бы не смог ничего. Он даже не интересовался куда я буду поступать. Сестра же еще за полтора года знала куда она будет поступать и как пройти отбор(не сама она конечно же об этом узнала). В общежитие я поехал заселяться один. У мачехи не нашлось времени, а отец откровенно выразил неприязнь больших городов. Но когда поступала сестра время вдруг нашлось, а фобия отца пропала. Они даже мини-ремонт сделали и каждый раз в начале учебного года отвозят ее, а на пороге моего общежития их не было. Мачеха каждое утро ей звонит, узнает встала ли она. Не то чтоб я хочу такого же, но все же. И вообще она умница, золотко, зайка. А мне говорил что я только коровам хвосты буду подкручивать. Да, я не отличник, как она. Да, я не иду на контакт с родителями по своему желанию. Они попрекают тем что я не предлагаю им помощь. Но когда от всего сердца, маленький, хочешь сделать им приятно, облегчить часть их бытового труда,чтоб когда они пришли с работы им было проще. И ожидаешь от них что то вроде "спасибо", а по итогу получаешь "ну и зачем? Я же не просил(а)". Желание предлагать помощь отпадает. Да и зачем? Если отец раньше всегда мог без предупреждения в выходной разбудить не свет ни заря фразой "пойдем, калым есть" и все. Ты понимаешь что выходной отменяется. Опять.
Твое мнение не учитывалось, никогда. Ведь кто они и кто ты? А сейчас я уже не знаю уважаю ли я их?
Отец по итогу не смог завести семью, хоть и делает для этого все что может. Спивается. Как механика я его уважаю, ведь может он многое. А как отца почему то нет. Мачеху по первости уважал. Аж 2 высших. А потом узнаешь и понимаешь что человек не знает многих банальных вещей что ты прошел еще в классе десятом. Меня постоянно с кем то сравнивали. "А вот тот-то, то то ... А вот этот, это". и после этого чувствуешь себя ущербным. Я уже не понимаю кто я и что мне делать? Косяк во мне или нет?
Автор вопроса: Александр Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Луценко Наталья Николаевна.
Добрый день Александр! Очень приятно читать ваше письмо, текст написан очень четко, лаконично. Вы пишите что "смог добраться до 4 курса", но судя по тексту - вы очень образованный, воспитанный и очень тактичный молодой человек, а это говорит о вашей целеустремленности и о том,что вы не сдаетесь при столкновении с неудачами. Вы предоставили грамотный и подробный рассказ о себе, развернутость вашего письма говорит о проведенной вами работе по самоанализу, видимо вы очень чуткий и проницательный, невероятно правильно чувствуете людей.
Отвечаю на ваш вопрос "Кто я?" - Вы Человек, индивидуальная личность, мужчина, сын, брат, студент, друг и т.д. У вас много ролей - вы исполняете множество функций, вы пришли в эту жизнь для того чтобы жить, а вот КАК жить - это уже всецело зависит только лишь от вас. Изначально в вашем обращении присутствует нацеленность на проблему, вы ищете ошибки в прошлом и забываете смотреть в будущее. Вы задаете вопрос нетрезвому человеку "А я? Чего добился Я? Похвали меня!" - а у меня к вам вопрос - А почему этот вопрос вы не зададите самому себе? Задайте эти вопросы себе и начните себя хвалить - советую вам записать как минимум 30 пунктов с заголовком "Я молодец, что я:......" (в помощь вам - вы знаете много банальных вещей, о которых окружающие вас люди даже не подозревают; - вы самостоятельно обучаетесь в ВУЗе без посторонней помощи; - вы индивидуальны и не сравниваете себя с другими; - вы самостоятельный мужчина, а не мальчик которого за ручку папа водит по кабинетам; - вы милосердны и добры - хотите сделать добро окружающим вас людям; - вы трудолюбивы; - вы самокритичны и так далее)
Вы не знаете - уважаете ли вы своих родных - вы их любите - вы с большой теплотой написали о своих близких людях(ваши чувства читаются между строк), кстати вы почти не написали ничего о маме, где она, какие отношения у вас с ней, - но вы просто растворились в заботе и раздумьях о своих родных и совершенно позабыли о себе.
После того как вы запишите "за что вы себя можете похвалить" советую сделать вам еще одно упражнение - называется "выгрузка мозга" - в полной тишине и уединении напишите все свои недоделки, абсолютно все что вас раздражает, что вы сами себе обещали и не сделали (вплоть до уборки в ящике стола и, например - "поточить карандаши") - сидите и пишите этот список пока вообще мыслей в голове не останется. Затем начните устранять все по списку - с малого - до глобального.
Ваши родные люди - это ваша семья - совет тут только один - не спрашивайте совета у тех кого не уважаете. Если уважение ваше уменьшилось - это не говорит что прошли и чувства . Просто напросто ваши близкие рассуждают не так как вы - вот и все - смените ваше окружение, познакомьтесь с новыми людьми, найдите единомышленников в интернете и поблизости с вами.
Вспомните что у вас есть ВЫ. Чего хотите ВЫ? Как ВЫ видите свою дальнейшую жизнь? Что ВЫ можете сделать чтобы ваша жизнь изменилась? Изменения можете начать, например, с режима дня, создайте себе распорядок дня и попробуйте прожить по нему неделю - затем внесите коррективы - и так далее....
Уверенна у Вас все получится! Я в Вас верю!!!