Неуверенность в себе. Как перестать сомневаться в себе, в своих действиях, в словах?

Вопрос психологу:
С самого детства имею много страхов : боялась когда отец напивался ( а это было часто ), переживала всегда за здоровье мамы , да и в школе избегала конфликтов . Мама меня всегда очень оберегала , я без её разрешения и одобрения и шага сделать не могла , примерно до 20 лет . Потом уехала учится в другой город и переживала как же там мама одна без моей помощи , у неё давление , сахар в крови , ноги болят , но с другой стороны стала понимать что живя без мамы я чувствую себя свободней и много решений принимаю сама . Но всё равно чувствую что серьёзные шаги делать не могу , где-то постоять за себя не могу и вообще много страхов , такое ощущение что я неполноценная личность и это мне очень мешает в жизни .Общаясь с людьми мне кажется что я недостаточно интересный собеседник , что меня не интересно слушать . В выборе одежды я тоже всегда советуюсь , не только с мамой, с подругами тоже , самой выбрать сложно , всегда кажется что выбираю не по моде. Моя старшая сестра наоборот очень волевая и наглая , она всегда говорит мне: " Хватит всего бояться ! Глаза боятся , а руки делают!" - но этим она совсем не поддерживает , а только напоминает о моей робости . Сестру бабушка воспитывала , поэтому у них с мамой не такая уж близкая связь . Иногда мне даже кажется что сестра совсем безжалостно к маме относится, без уважения. Просто хочется перестать сомневаться в себе , в своих действиях , в словах... Как начать уважать себя? Как найти внутреннюю уверенность в себе ? И как перестать постоянно волноваться за маму , за её здоровье?
Автор вопроса: Анна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гольман Иосиф Абрамович.
Уважаемая Анна!
Из Вашего вопроса, как мне кажется, следует лишь то, что Вы - добрый, мягкий, любящий своих близких человек. Все эти черты характеризуют хорошую интеллигентную девушку, и, честно говоря, не хотелось бы, чтобы Вы их лишались.
Но есть и обратная, негативная сторона такого, в общем-то правильного, мироощущения. Именно то, о чем Вы пишете. Некоторые могут принять Вашу доброту и деликатность за возможность «прокатиться» на чужой шее.
Итак, задача стоит следующим образом:
1. Не отказываться от своих замечательных черт: мягкости, деликатности, доброты. Когда-то Вы найдёте своего мужчину, своих друзей и подруг, которые смогут оценить это по достоинству.
2. Научиться - пусть не сразу, постепенно - уважать и ценить свои собственные интересы, охранять собственные границы, беречь собственный душевный покой.
Как это сделать?
Не так уж и сложно. Каждый раз оценивайте то, что от Вас ждут (или просят) с точки зрения ответа на следующие вопросы:
1. Вам самой это нужно?
2. Вы сама этого хотите?
3. Вам самой это приятно и/или полезно?
Если ответы отрицательные, соберитесь с духом и скажите «нет». Негромко, без скандалов, но твёрдо и бесповоротно.
Если такой анализ и такие действия войдут у Вас в привычку, Вы точно сможете решить те проблемы, с которыми Вы сейчас ко мне обратились.
Почему я так уверен?
Потому что перед моими глазами опыт сотен людей, обоих полов и самых разных возрастов, с похожими проблемами, которые удалось благополучно решить.
С уважением,
Иосиф Гольман
Клинический психолог