Что делать, если ничего не хочется? Я устала от своих косяков, ошибок, лени и тупости.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Столкнулась с какой-то сильной апатией, в последнее время делать ничего не хочется: ни учиться, ни работать.
В этом году мне нужно защитить диплом, а у меня гора недописанного материала. После диплома меня ждут привлекательные перспективы, возможно, переезд. А я не могу себя заставить работать. При мысли о том, что мне нужно сеть и что-то сделать внутри все съеживается.
По утрам кое-как поднимаю себя с кровати, переставляю будильник по 5 раз. Не могу заставить себя сделать зарядку. Хочется только есть, спать и смотреть сериал.
У меня нет глобальных целей в жизни, стремлений. Меня это пугает. Когда начинаю думать, чего я в жизни добилась и чего могла, то начинаю плакать. Мне кажется, что все уже упущено.
Часто думаю о самоубийстве, особенно, когда что-то не получается. Очень тяжело выносить чувство вины перед мамой, перед друзьями, перед собой, за то, что я такая никчемная. Очень часто, когда я думаю о том. как живу, начинаю испытывать чувство стыда и вины, за то, что живу так, и вообще живу.
У меня очень хорошие друзья, мама, мой парень. И я понимаю, что не заслуживаю их любви, их веры в меня. Я не заслужила ничего хорошего потому, что я — ленивое, безамбициозное существо, которое лучше бы не рождалось. Я устала от своих косяков, ошибок, лени и тупости.
Я ленивое ничтожество, и не предпринимаю ничего, чтобы изменить свою жизнь. О том, кем я вижу себя в будущем я даже боюсь отвечать потому, что не думаю, что у такой, как я, вообще есть какое-то будущее.
Все, что я испытываю — это точно не переутомление и не выгорание, потому что я столько никогда в жизни не трудилась, чтобы быть настолько уставшей. Но я правда безумно устала от себя и мне ничего не хочется.
Автор вопроса: Мария Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Малярчук Марина Петровна.
Здравствуйте, Мария!
Во-первых, "ничтожное и ленивое существо", как Вы выразились, не будет задавать вопросы психологам)). И искать выход из ситуации. Так что, не драматизируете, пожалуйста.
Во-вторых, ответьте себе на вопрос: чей голос весь этот текст говорит? (Про никчемность, ленивое, безамбициозное существо). Это точно Ваши мысли? Или их кто-то внушает из окружения? (мама, парень, друзья, преподаватели). Возможно, даже из лучших побуждений, чтобы мотивировать Вас. Хотя, это ужасный метод, если честно.
В-третьих, Вы говорите, что уверены, это не усталость и не выгорание. Но я что-то сомневаюсь. Потому что, учёба - это большая нагрузка. И то, что Вы "выдохлись" к диплому, нормально. Так бывает. А ещё больше пожирает наши силы - сопротивление чему-то. Судя по всему, Вы не довольны выбором своей будущей профессии. Возможно Вас подтолкнули или заставили туда пойти учиться. Правильно? Ведь, когда мы живём "чужим умом" и делаем то, что не нравиться, то тело начинает сопротивляться. Оно "скукоживается" от каких-то мыслей, отказывается просыпаться по утрам и, вообще, жить без удовольствия.
Чем бы Вы хотели заниматься по жизни? Ответьте себе, пожалуйста, на эти вопросы. Что Вас радует? И от какой деятельности Вы получаете удовольствие? Вот лично Вы. Не та, чтоб порадовать маму, парня или друзей. А Вам что приносит удовлетворение?
По поводу "Ваших косяков, ошибок и тупости", отдельно хочу сказать.
Ошибаться - это нормально! И мы все (все люди в мире), имеем на это право. Мы все чему-то учимся. Спотыкаемся, падаем, делаем выводы, отряхиваемся и идём дальше.
Да, у многих есть страх ответственности.
Взять ответственность за свой выбор бывает трудно. Поэтому, проще ничего не делать, чтобы не ошибиться. Но это ведь не выход. Это тупик. Этот страх нас тормозит и не даёт развиваться.
Ещё есть такая штука, как перфекционизм.
Это когда мы считаем, что если уж делать, то на "пять с плюсом" или не делать вовсе.
Боязнь совершать ошибки, порой тормозит нас.
Нам хочется, чтобы нас похвалили за какие-то действия, а не критиковали. Да и мы, сами, хотим получать удовольствие от выполненных дел, а не расстраиваться, что ничего не получилось. И это тоже тупиковый путь. Не бывает такого, что нас всегда и все будут хвалить. Не возможно для всех быть хорошим и пригожим. Всегда на Вашем пути будут критиканы. Просто будьте к этому готовы.
Мария, вот Вы пишите, что "испытываете чувство вины и стыда" за то, как живёте. И Вам стыдно и перед мамой и перед парнем. И про то, что "нет глобальной цели" в жизни...
Возможно, Вы были лишены выбора. У Вас не выработан навык хотеть.
Он задавлен с детства. Т.к. всегда решали взрослые, что Вам есть, какую одежду носить, в какие игры играть, где и на кого учиться и т.д.
Или часто высмеивали Ваши хотелки: "Мало ли чего ты хочешь...", "Хотеть не вредно" и т. д. Я думаю, есть у Вас цель. Просто Вы её боитесь озвучить. Т.к. не хотите слушать критику или насмешки по этому поводу.
Но отстаивать себя и своё мнение, важно уметь. Этому можно и нужно учиться. Понемногу, постепенно и окружение своё к этому приучать. Начните с малого: учитесь прислушиваться к себе и делать, как велит сердце. Начинайте с мелочей: ешьте ту еду, которая нравится, носите ту одежду, которую любите, общайтесь с теми, с кем комфортно, занимайтесь тем, что приносит удовольствие и т.д.
Но будьте готовы к тому, что для многих Вы станете неудобной. Будут нападки со стороны родных и близких. И тут тоже важно будет делать выбор: слушать себя и ЖИТЬ. Или "быть послушной девочкой" и идти против себя, болеть или думать о самоубийстве.
Думаю, Вы сделаете верный выбор!
С наилучшими пожеланиями, Марина.