Проблемы с самооценкой, страх и агрессия к людям.

Вопрос психологу:
Здравствуйте уважаемые психологи и специалисты! Меня зовут Петр, мне 20 лет.
Сложно сказать в какую категорию попадает мой вопрос, я и сам не знаю, но прошу помощи у специалиста!
Вроде бы все отлично, 20 лет купили квартиру, есть работа, работаю, ремонтирую вертолеты, работа очень нравится так же попутно учусь, у меня есть девушка и мы с ней в очень хороших отношениях, то есть в жизни все прекрасно, чего можно желать в 20 лет да у меня есть многое чего нету у других в 20 лет и я все это осознаю, но со мной что-то не так, я думаю дело все в голове, именно в мозгах.
Бывает такое что хочется очень много денег, миллионы, но в погони за большими деньгами я их только теряю и начинаю винить себя во всем, так же я думаю что у меня проблемы с самооценкой, боюсь некоторых людей, сказать им что-то прям не по себе становится, еще бывает такое что в общественных местах на людей у меня начинается агрессия, хочется подойти к кому нибудь и сказать плохие вещи или даже ударить. Так же временами бывают заскоки что слышу какие-то голоса в голове, разговариваю сам с собой, ну благо с тем с кем я говорю, он говорит только хорошее и я так себя успокаиваю, очень часто особенно в последнее время съедает апатия, лень все делать, просто хочется на все плюнуть и забить, бывает парой что вообще ничего не интересует и вот себя накручиваю проблемами и вот этим всем ухожу в себя, зацикливаюсь, подскажите что не так со мной? В чем дело? Вроде все есть о чем можно мечтать и я это осознаю что мне повезло, но все таки что-то не дает мне жить полноценно и подкашивает меня. Прошу помощи, буду очень благодарен! С уважением Петр.
Автор вопроса: Петр Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Семенюк Александр Сергеевич.
Добрый день, Петр, хорошо, что Вы не замыкаетесь в себе, а обращаетесь за помощью.
Чувство вины, страх сказать что-то некоторым людям, агрессия на людей, апатия и отсутствие интереса – это следствия подавления определенных эмоций. И Вы правильно определили, что это связано с самооценкой.
Давайте по порядку.
1. «Бывает такое, что хочется очень много денег, миллионы, но в погони за большими деньгами я их только теряю»……
Желание иметь много денег само по себе вполне естественно для большинства людей. Если получение больших денег связано с вложениями, я бы рекомендовал подходить к решению этого вопроса не эмоционально («в погони»), а рационально. Т.е. просчитывать и анализировать ситуацию:
• отделите/дистанцируюте себя от желания и соблазна иметь много денег. Не поддавайтесь первому импульсу. Просто скажите себе: «желание это хорошо, я его сознаю, но этого не достаточно. Нужен разумный план».
• проведите анализ возможности получить много денег:
- какие нужны ресурсы (деньги, время, способности, другие люди и.т.д);
- какие есть риски (внешние и внутренние);
- какие возможны решения (2-3) в данной ситуации с учетом баланса ресурсов и рисков;
- какое из этих возможных решений будет оптимальным.
И только после этого действуйте.
Представьте, что Вы деловой человек и поступайте по деловому. Возможно в Вашем окружении есть успешные, деловые люди. Представьте как бы они поступили в данной ситуации на вашем месте.
Никто не совершенен ошибки делают все.
Вопрос на подумать: «В чем для Вас здесь урок? Чему учить данная ситуация?
2. «…..Начинаю винить себя во всем…».
В вашей формулировке есть часть ответа - это Вы начинаете винить себя, т.е. вы совершаете определенные действия, а значит, можете и поменять свои действия.
Вопрос на подумать: зачем вы себя виноватите? Что вам это дает?
Несколько вводных тезисов.
Чувство вины – это эмоция, которая возникает в отношении чего-то внешнего: других людей, ситуаций, когда мы считаем, что сделали, что-то не так, чему-то не соответствовали, были недостаточно умны и т.д. Чувство вины связано с избеганием ответственности. Чувство вины способствует развитию заниженной самооценки.
Рекомендации по работе с чувством вины.
• Отделите свои действия и поступки от «Я». «Я» совершаю определенные действия и поступки, они могут быть правильными (успешными), но могут быть и ошибочными (не приводящими к ожидаемому результату). «Я» могу пересмотреть свои действия и действовать по-другому. «Я» принимаю ответственность за свой выбор каким образом действовать. «Я» и мои действия не одно и тоже, «Я» что-то большее, что-то еще.
• «Винить себя во всем». Не смешивайте все в кучу, не обобщайте. Если чувство вины связано с конкретной ситуацией, отдавайте себе отчет, что вина связана с конкретной ситуацией и вашими конкретными действиями. Другие ситуации, другие стороны жизни к этому не относиться. В других вопросах, в других ситуациях Вы вполне успешный (отношения с девушкой, наличие квартиры, работа, которая нравиться и т.д.)
Вспомните ситуации, события, свои поступки, в которых вы были довольны собой, в которых ваши действия были успешными (думаю вы вспомните множество таких, даже если и не сразу).
• В случаях, когда вы вините себя, спросите себя – «действительно ли это так страшно». Возможно вы преувеличиваете масштаб проблемы?
• В случаях, когда вы вините себя, спросите себя себя – «действительно ли все зависило только от меня?
• Дайте себе право на ошибку, никто не совершенен.
2. «Так же я думаю, что у меня проблемы с самооценкой, боюсь некоторых людей, сказать им что-то прям не по себе становится, еще бывает такое, что в общественных местах на людей у меня начинается агрессия, хочется подойти к кому нибудь и сказать плохие вещи или даже ударить».
Как я уже говорил, чувство вины способствует развитию заниженной самооценки.
На подумать: Что пугает Вас в этих людях? Что произойдет если вы скажите им? Что самое плохое может произойти?
Оцените объективно, насколько вероятно от 1 до 10, что произойдет самое плохое? Как часто вы говорили людям что-то и случалось плохое?
Страх сказать что-то другим людям связан с ожиданием негативных последствий для себя. В совокупности с заниженной самооценкой (если самооценка занижена) это может быть еще и защитным механизмом, защищающий Вас от переживания себя «как несоответствующего» («плохого человека», «испорченного). И в этом его позитивная роль. Чувство страха защищает от переживания чего-то более болезненного.
На подумать: в моменты когда: «не по себе становится»- кем вы себя чувствуете? На кого похожи? Сколько Вам лет?
Агрессия и желание сказать плохие вещи или ударить это следствие внутренней борьбы. Весь негативный заряд от чувства вины, страха требует разрядки. Вам хочется освободится от негатива, выплеснуть его на кого-то.
Для снижения уровня агрессии попрактикуйте техники релаксации (на ютубе много роликов) и /или физические нагрузки, активные виды спорта в т.ч. боевые единоборства.
На подумать: Возможно Вам хочется сказать гадость кому-то контретному?
Самооценка.
Самооценка-это то, как мы сами себя оцениваем. Формируется она с детства.
В самооценке есть 2 компонента:
- первый это базовое ощущение «Я есть», от природы мы все «Я о'кей».
- второй связан с воспитанием, социализацией, нашей деятельностью, т.е зависит от того, что мы делаем, и как оцениваем успехи.
Рекомендации по развитию самооценки.
• Возможно, Ваши родители многого от вас ожидали? Возможно Вы часто слышали: «Ты должен…», может Вы перфекционист? И все должно быть идеально? Может быть Вас слишком опекали и решали за вас, не давая право на ошибку, чтоб все было правильно? Вспомните о своем детстве и воспитании. Что вы должны? и кому должны? Хотите ли Вы этого?
• Ставьте себе простые ежедневные цели (цели, которые важны и ценны именно Вам);
• Ежедневно (в течении месяца) ведите запись своих достижений, то, что вы сами сделали (например, написал реферат, выполнил сборку узла вертолета, подарил цветы девушке);
• Составьте список того, за что Вы можете сказать себе «я молодец»).
3. «Так же временами бывают заскоки, что слышу какие-то голоса в голове, разговариваю сам с собой, ну благо с тем с кем я говорю, он говорит только хорошее и я так себя успокаиваю».
Если это внутренний диалог, это нормально. Это защитный механизм. Зачастую одна часть нас самих занята самокритикой, а другая самооправданием. Прислушивайтесь к обеим сторонам, истина как правило, где-то посредине.
Если Вы слышите голос в голове, не как свой собственный, а как внешний, который вы не контролируете, то я бы рекомендовал обратиться к профессиональному психиатру.
4. «Очень часто особенно в последнее время съедает апатия, лень все делать, просто хочется на все плюнуть и забить, бывает парой, что вообще ничего не интересует и вот себя накручиваю проблемами и вот этим всем ухожу в себя, зацикливаюсь».
Апатия, лень это тоже следствие, реакция на ваш опты который, вы оцениваете как негативный.
• Вспомните о своем успешном опыте (нашли работу по душе, поступили в ВУЗ и т.д).
• Уделяйте внимание тому, что вам интересно и нравиться. Вспомните как вы себя чувствовали тогда.
• Посмотрите на «проблемы» как на уроки, чему они вас научили?
• Больше общайтесь с людьми, друзьями.
Если в целом посмотреть на Вашу жизнь сейчас, на что она похожа? Что напоминает? Что бы вы добавили в эту картину?
С уважением, Александр.
P.S.Посмотрите фильм «Управление гневом».