Чувство неловкости за прошлое.

Вопрос психологу:
Добрый день! Сколько себя помню, живу с постоянным чувством неловкости и как будто даже вины за слова, сказанные в прошлом. Постоянно прокручиваю в голове диалоги, переписки с малознакомыми людьми, соседями, коллегами, думаю, что выглядела плохо в их глазах. Логически понимаю, что они возможно уже и не помнят тот двухминутный разговор, а я до сих пор краснею и мучаюсь, что ляпнула что-то не то, что выглядела глупо... например, я уже 20 лет прокручиваю в голове, что в возрасте 7 лет ответила на вопрос папиного друга и все засмеялись. К слову, такую неловкость я чувствую не только за себя, но и за других людей- мужа, подругу, коллегу. Если после разговора с кем-то у меня возникло это чувство, я начинаю избегать человека: не вхожу вместе с ним в лифт, при встрече быстро прохожу мимо. В общении с близкими людьми или коллегами, с которыми я общаюсь регулярно часто, я веду себя довольно уверенно, много шучу. По работе выступаю публично- аудитория всегда воспринимает тепло. Мне кажется, проблема в том, что мне необходимо обязательно нравится собеседнику, производить хорошее впечатление, чувствовать себя победителем. Когда я не чувствую с его стороны симпатии и одобрения, тогда начинается вот это бесконечное проигрывание ситуации в голове. Это состояние изматывает, я его ощущаю даже физически- ноющей болью в области грудной клетки. Почему это происходит? Над какими чертами характера работать? Как проанализировать корни данной проблемы? Буду очень благодарна за помощь или хотя бы указание на путь решения проблемы.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Екатерина.
Здравствуйте Ольга!
Такое чувство возникает как правило, из детства, если ребенок рос с критикующими и чрезмерно требовательными родителями. У человека имеется в голове свой идеальный образ, которому он стремится соответствовать, но никак не дотягивает, слишком высокая планка. В результате вы придираетесь ко всему, что вы делаете, как когда-то родители, не так сел, не так посмотрел, не так сказал, но покажите мне хотя бы одного человека, который всё делает правильно и так как надо? Таких людей нет, нет идеальных, у каждого свой какой-то изъян и нужно уметь принимать себя такой какая вы есть, не копаться, не искать, а принимать.
Единственный вопрос который должен вас волновать, это не то как вас воспринимают и как о вас думают другие, а то как вы чувствуете себя в этот момент, комфортно ли вам, уютно ли, счастливы ли вы? Вы не залезете в голову к другому человеку и никогда не узнаете как он думает, так стоит ли ломать по этому поводу свою голову? А переживает ли тот человек, как он выглядит рядом с вами и что он вам сказал? Глубоко сомневаюсь...
20 лет прокручивать в голове одну и ту же сцену это знаете ли, очень тяжело для психики и нервной системы, пожалейте себя, простите себя за все эти неловкости и слова, позвольте себе быть вот такой простой и неидеальной, пусть думают о вас что хотят, главное, чтобы вы себе нравились и гордились собой, а для этого не надо быть идеальным.
"Если после разговора с кем-то у меня возникло это чувство, я начинаю избегать человека: не вхожу вместе с ним в лифт, при встрече быстро прохожу мимо" Представьте, как сложно вас понять тем людям, которые всё это видят, большинство людей живут что-то сделав, а через какое-то время забыв ситуацию и действительно так проще и легче жить. Мы все живые люди, а не куклы, у нас есть и свой характер и настроение и ситуации разные, поэтому, если сложно становится, что-то держать в себе, нужно уметь признаться об этом публично, например, "Дорогие друзья! Простите пожалуйста меня за сегодняшнюю лекцию, но я буду говорить тихо, так как простудилась на днях и не могу повышать голос. Я рассчитываю на ваше понимание". Вас не только поддержат, вам будут очень благодарны за эти простые слова правды и вам станет гораздо легче, словно сняли с себя тяжёлый груз проблем.
"Когда я не чувствую с его стороны симпатии и одобрения, тогда начинается вот это бесконечное проигрывание ситуации в голове" Симпатии может и вообще никогда не возникнуть, нельзя нравится всем, всем не угодишь, я думаю что вы это и так знаете, поэтому достаточно нравится себе в этот день, будете нравится себе самой и люди начнут принимать вас такой какая вы есть, а пока вы одеваете маску "идеальности" люди не знают как вас воспринимать. Всё дело именно в вашей неуверенности в себе, вот с чем надо действительно работать, примите себя, полюбите и каждый день начинайте с вопросов: как сегодня я себя чувствую? Счастлива ли я? Приносит ли мне радость то, чем я занимаюсь?
"Это состояние изматывает, я его ощущаю даже физически- ноющей болью в области грудной клетки" Ольга, положите руку на грудную клетку и громко скажите себе, я тебя прощаю, я тебя люблю, я всегда буду рядом и никогда тебя не брошу, я принимаю тебя такой какая ты есть. Если стало лучше и легче, значит проблема действительно идёт из детства, тогда вам поможет работа с "внутренним ребёнком", сейчас очень много методов описано по работе с ним. Обращайтесь буду рада помочь!