Как найти стимул жить после развода?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 25 лет, я мама трехлетнего мальчика. Сейчас развожусь с отцом ребёнка, мы 8 лет были вместе и год назад я вышла из этих токсичных отношений, у нас не было никогда понимания и поддержки друг друга, было много грубости и оскорблений с его стороны. Из-за таких семейных отношений я всё время находилась в депрессии и была очень нервной. Сейчас спустя год как мы не живём вместе , я чувствую себя уже гораздо лучше и спокойнее , но периодически накатывает депрессия, апатия ко всему, не могу заставить себя чем-то заниматься, виню себя, что не уделяю должного внимания сыну в плане совместных игр, развивашек, прогулок и тд... От отца никакой помощи в этом, бабушек-дедушек рядом нету. Сейчас уже несколько месяцев карантина, сын в детский сад не ходит. Я не знаю где мне найти стимул что-то делать, как-то развиваться, возможности найти работу нету, т.к. с ребенком некому сидеть. Не знаю как изменить ситуацию и не сойти с ума от обыденности. Очень угнетает, что нету возможности побыть наедине и отдохнуть от ребёнка и от всей этой серости, чувствую что нужна мне какая-то перезагрузка, прилив энергии... Но что для этого сделать не знаю... Как заставить себя посмотреть на жизнь под другим углом? Чем себя занять чтобы избавить от всяких дурных мыслей? Абсолютно нету энергии даже пообщаться с друзьями и родственниками по интернету (родственники очень далеко), есть одна подруга, но видится с ней получается очень редко, потому что она работает. Я понимаю, что моё депрессивное состояние началось еще несколько лет назад во время семейной жизни с бывшим мужем, но никак не могу до конца избавиться от этого состояния.
Автор вопроса: Ксения Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Здравствуйте, Ксения! Спасибо, что обратились на наш сайт.
То, что Вы описываете в своем письме очень напоминает вторую стадию эмоционального выгорания. Эмоциональному выгоранию подвержены очень многие мамы, которые находятся в декретном отпуске. А Ваша ситуация с мужем усугубляет ощущение беспомощности, одиночества и апатии.
В двух словах хочу рассказать о понятии эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание наступает, когда психика не выдерживает длительного стрессового влияния. В вашем случае токсические отношения с мужем, последующий развод, смена условий жизни привели к тому, что Вы испытываете беспомощность, одиночество и опустошенность.
Эмоциональное выгорание включает в себя три стадии. На первой стадии человек отмечает у себя усталость, но движимый чувством долго справляется со всеми обязанностями. Отдых дает ощущение снятия усталости и помогает вернуться к выполнению повседневных обязанностей. При этом любая дополнительно возникшая задача вызывает раздражение, поскольку организм находится в режиме сохранения сил и энергии.
Когда вы все чаще отмечаете у себя мысли: «Я больше так не могу» наступает вторая стадия. На этой стадии раздражение сменяется апатией. Это отягощается нарастающим чувством вины и переживания, что я плохая мать. Постоянное чувство усталости и беспомощности выбивает из колеи, руки опускаются, ничего не хочется делать.
В результате наступает третья, самая пугающая стадия: деформация личности. Мать начинает во всем винить ребенка: не я плохая, он плохой. Надеюсь, что Вы не дойдете до этой стадии, поскольку от этого зависит будущее воспитание и Ваше отношения с ребенком. Поэтому чем раньше Вы приступите к помощи себе и попытаетесь изменить ситуацию и Вам и ребенку будет намного легче, ведь счастье ребенка, особенно маленького, на прямую зависит от состояния его матери.
В первую очередь Вы должны сейчас позаботиться о себе и проявить здоровый эгоизм (на время!). И в первую очередь это надо сделать ради ребенка. Ребенку для гармоничного развития, обучения необходима спокойная уверенная мать, пока плохо Вам то плохо будет и ребенку. Запомните, если Вы поможете себе, то поможете и ребенку. Никакое развивающее обучение не заменит ребенку Вас.
Вот несколько моих рекомендаций:
1. Начинать всегда необходимо с базовых потребностей. Нормализуйте по возможности режим сна и питания. Включите в свой режим дневной сон, когда укладываете спать ребенка. Придерживайтесь регулярного приема пищи. Можете начать самостоятельно принимать витамины группы В и магний, если у Вас нет противопоказаний. Включите в свой режим занятия спортом, это может быть, как утренняя зарядка, так и просто длительные прогулки с ребенком.
2. Хорошо была бы смена обстановки, но к сожалению, в режиме карантинных мер съездить в отпуск или навестить родственников весьма проблематично. Поэтому постарайтесь перейти в режим максимального энергосбережения во всех делах. Постарайтесь хотя бы на неделю забыть о бесконечных домашних заботах и абстрагироваться от чувства вины по отношению к развивашкам. Само по себе это чувство является очень энергозатратным.
3. Примите себя такой, какая Вы есть. Разрешите себе быть не идеальной, разрешите ошибаться не терзая себя при этом чувством вины. Не допускайте мысли, что Вы плохая мать. Вы на данном этапе своей жизни устали и это не катастрофа, это нормально. Ребенку не нужна идеальная мать, ребенку нужна добрая, заботливая и понимающая.
4. Найдите занятие, которое помогает получать дополнительные ресурсы именно Вам. Это может быть что угодно: рисование, вязание, вышивание, сочинение стихов, чтение любимых книг, кулинария и т.д. Это должно быть в Вашей жизни регулярно, устраивайте себе передышки, до того, как наступает невыносимая усталость.
5. Начните контролировать свое внутреннее спокойствие. Продумайте план действий, которые Вы можете совершать для его достижения. Начинайте отслеживать тот момент, когда Вы начинаете нервничать, концентрируйтесь не на своих мыслях, а на своих чувствах. Задавайте себе вопросы: Что я чувствую сейчас? Что именно вызвало во мне такие чувства? В каких ситуациях я ранее справлялась с таким чувствам? Что мне помогало? Что сделал бы на моем месте другой человек? (здесь Вы можете представлять реального человека, который по Вашему мнению легко справляется с данной ситуацией, либо выдуманный, например, литературный герой).
6. Чаще выходите из дома или всячески разнообразьте свою жизнь. Надеюсь, что карантин скоро закончиться и это будет сделать реально. Выбирайте для каждой прогулки новые маршруты, посещайте музеи, выставки с тематикой, которая нравиться и Вам и ребенку. Старайтесь как можно более разнообразить свою жизнь. Пока Вы находитесь дома на карантине придумывайте новые блюда, красиво сервируйте стол. Займитесь декором своей квартиры, сделайте перестановку, поменяйте занавески. Развивайтесь, слушайте книги и лекции на интересующую Вас тему. Не позволяйте себе стать скучной.
7. Больше общайтесь. Расширьте круг своих знакомств. Для мамы в декретном отпуске подойдут детские площадки, где можно познакомиться с другими мамами. В период карантина можно заводить знакомства через интернет на различных форумах по интересам. Там же можно найти людей со схожими ситуациями, как и у Вас и тех, кто успешно справился и делиться своим опытом с другими. Узнать опыт других людей всегда полезно. Найдите себе друзей общение с которыми будет приносить Вам радость.
8. Просите помощи. Она сейчас Вам необходима. Если родственники далеко, можно познакомиться с соседями. Возможно среди них окажутся отзывчивые и добрые люди, которые будут рады Вам помочь. Ищите всякие возможности позволить себе хотя бы час в день отдыхать. Поговорите с бывшим супругом как бы не сложились Ваши с ним отношения он не перестал быть отцом для своего ребенка. Из вашего письма мне не совсем понятна ситуация его участия в воспитании сына. Он не помогает чисто физически или и материально тоже? В любом случае попробуйте поговорить с ним объясните, что Вам нужна помощь. Ищите приемлемые для Вас пути решения: ищите соседей, разговаривайте с бывшим супругом, наймите приходящую на пару часов няню и т.д.
9. Уделяйте себе внимания. Часто женщины, когда становятся мамами забывают о себе. Начинают экономить на всех своих женских желаниях в пользу ребенка. Это в корне не правильно. Повторюсь ребенку нужна не очередная игрушка, а счастливая мама. Покупайте приятные мелочи для себя: ароматные гели для душа, цветные лаки для ногтей, новую губную помаду, в общем все то, что поможет Вам воспринимать себя женщиной, отдельной личностью, а не приставкой к ребенку.
10. Помните, что Вы не единственная мама кто столкнулся с такой проблемой. Таких мам тысячи. Просто кто-то боится в этом признаться боясь упреков и порицания, а кто-то научился вовремя давать себе отдых.
Если Вы не чувствуете в себе силы что-либо изменить самостоятельно, то я рекомендую обратиться к психологу за личной консультацией.
Если сейчас Вы прибываете в состоянии полной безнадежности и отчаянья, то помните какой бы безвыходной не казалась ситуация выход есть всегда. Вы хорошая мама, просто сейчас Вам самой необходима забота, помощь и внимание, что бы потом дарить ее Вашему сыну. Нельзя дать другим того чего нет в нас самих, нельзя поесть из пустой тарелки. Не допускайте опустошения внутри, наполните в первую очередь себя, потому что от Вашего состояния зависит и состояние Вашего ребенка.
С уважением, Елена Хиневич.