Затянувшаяся апатия, потеря интереса к жизни.

Вопрос психологу:
Добрый день.
Моя проблема заключается в следующем. Вот уже около 8 лет я как я потеряла интерес к жизни и нахожусь в состоянии пассивной депрессии. Всё началось с того, что мне не удалось поступить в институт с первого раза, а удалось это сделать лишь на второй год. Это было провалом всех моих мечтаний, я слишком много в тот момент возложила на это поступление. Мой мир тогда рухнул. Когда я всё же поступила, то я уже не испытывала никакого интереса к учёбе, которой буквально жила ещё год тому назад. Когда я поступила, то из-за отсутствия интереса учёба стала даваться мне с огромным трудом, начались проблемы с дисциплиной, я часто опаздывала, так как просто не могла заставить себя утром встать, или вовсе пропускала целые дни занятий. Если раньше я могла уходить из дома рано утром и приходить лишь поздно вечером, находясь вначале в школе, а потом в институте, то теперь я стала настоящим домоседом. Как минимум - регулярно опаздывала и каждый раз искала способ побыстрее уйти из института, пораньше освободиться. Как максимум - я вообще перестала выходить из дома. Мне не хотелось никуда выходить, мне было не комфортно от мысли, что нужно покидать родные тёплые уютные стены. Дом стал восприниматься мною как моя крепость, как моя скорлупа, защитная оболочка. При мысли о выходе на улицу для того, чтобы куда-то поехать, например, в тот же институт я стала испытывать дискомфорт и немного даже страх. Мне не хотелось покидать мою защитную оболочку. Также помимо этого, как логичное продолжение уже описываемого, начались проблемы с успеваемостью. Даже самые элементарные задания вызывали у меня сложности. Я не могла ни на чём сосредоточиться. Мне было трудно заставить себя сесть за работы, начать что-то делать и выполнять. Во мне намертво поселился страх неудачи из-за того не поступления. Я слишком в это много тогда вложила сил, очень много трудилась для этого, очень устала и мне было очень обидно не поступить. Теперь же мне совершенно ни над чем не хотелось напрягаться, не хотелось вкладываться ни в одно здание. У меня уже был печальный опыт, когда я вкладывала душу и кучу сил в дело и обломалась. И вся эта боль так глубоко во мне засела, что мне не хотелось повтора и поэтому не хотелось ни над чем стараться. Если раньше я жила учёбой, мне нравилось целыми днями пропадать в институте, общаться с друзьями, то теперь учёба для меня стала настоящим адом, мне не хотелось выходить лишний раз из дома, не хотелось ничего делать, ни с кем общаться.
И это состояние, эта апатия, эта закрытость от жизни продолжаются по сей день вот уже 8 лет. Я до сих пор не могу заставить себя лишний раз выйти из дома. Да, приходится ходить на работу, но это необходимость. Но вот чтобы просто взять, собраться и сходить куда-то, я не могу. Или могу, но это стоит мне не человеческих усилий. Я могу весь день с самого утра до позднего вечера заставлять себя просто элементарно собраться и сходить в магазин! Временами я всё же беру себя в руки и куда-то начинаю регулярно выбираться, например, каждую неделю в театр или в музей. Но всё равно мне сложно даются эти сборы, я вечно везде опаздываю, вечно долго себя заставляю выйти.
Ещё одна проблема заключается в том, что я перестала ощущать вкус от жизни. Я разучилась радоваться и получать от жизни удовольствие! Я очень люблю, например, театр или выставки, но я не испытываю от них прежнего наслаждения и подъёма эмоция. Я вообще ни в одной из сфер жизни не испытываю эмоций! Я живы словно какой-то овощ, способный лишь на физические движения, но абсолютно пустой внутри. Я живу в этом постоянном чувстве опустошённости, подавленности и апатии уже многие годы. Бывает немного лучше и я как бы оживаю, у меня появляются снова мечты и цели, но я очень быстро перегораю и снова волочу жалкое бесцельное существование. У меня нет никаких целей, нет никаких желаний, нет причин вставать по утрам. Мне ничего не хочется. Раньше я жила, я горела, я везде бегала, много чего успевала, была активной. Сейчас же я могу весь день проводить на диване, тупо пялясь в монитор компьютера. Мне кажется, в глубине душа у меня осталась та боль за не поступление и я теперь боюсь ставить перед собой цели, боюсь чего-то хотеть, так как боюсь снова проиграть и снова испытать боль разбившихся надежд.
Я вроде бы всё это понимаю, но как выйти из этого состояния не знаю. Буду очень благодарна вышей помощи!
Автор вопроса: Дарина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Ляшенко Виктор Владимирович.
Здравствуйте, Дарина.
Вы написали довольно эмоциональное послание. Чтобы написать такое письмо, так подробно все проанализировать и изложить - на это требуется немало душевных сил. Это свидетельствует о том, что жизнь в вас всё же есть, и вы способны на продолжительные усилия ради того, что представляет для вас ценность, необходимость - ради того, в чём вы нуждаетесь.
Вы как будто действительно многое понимаете. Но то, что вы понимаете, вас пока никак не подвигает к переоценке вашего выбора, вашего отношения к происходящему и вашей боли, в связи с тем, что вы стали себя переживать... возможно, беспомощной, неспособной, слабой, глупой, несостоятельной, ненужной и т.д., и т.п.
Ваша боль так "глубоко засела" по двум взаимодополняющим друг друга причинам:
1) Ваш мир рухнул от неудачи при поступлении только потому, что вы отчего-то все свои смыслы видели в этом поступлении, в этом успехе поступления. Так, слово поступление в институт является единственным мерилом и вашей ценности, и ценности жизни.
И вот неудача, и все смыслы обрушились... А других, как не было, так и нет. Вот это неимение иных смыслов, кроме некоего социального успеха (в вашем случае связанного с поступлением в институт с первого раза), и является одним из главных факторов в вашем зависании в "небытии" - вы для себя сами по себе не ценны. Вы для себя имеете ценность только, если вы обладаете рядом неких замечательных качеств...
2) Вы никак не решаетесь встретиться с этими болезненными переживаниями. Ибо в этом случае вам придется встретиться с собственной неценностью. Ведь цените вы себя только за что-то (за некие качества и достижения), а сами по себе ценностью не обладаете.
Однако, действительно, с некоторыми переживаниями в одиночку встречаться весьма тяжело, и не всегда мы находим мужество и силы на это. Но все же, чтобы перестать бегать от себя-неудачницы и хоронить себя заживо, необходимо к этой себе (к себе-такой) обратиться. Живое общение с психологом это значительно облегчает (в переписке это, увы, невозможно).
Решайтесь, если жизнь, подающая сейчас в вас свой голос, для вас важна.