Жалость к себе. Не поступать в этот вуз, ведь там все будет напоминать мне о прошлом стрессе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Четыре года назад я переехала в Москву из-за учебы. До этого я уже 4 года жила отдельно от родителей, в общаге в другом городе. И всё было нормально, но этот второй мой переезд от них почему-то дался мне очень тяжело. Первая истерика и тоска меня накрыла еще в аэропорту перед вылетом. Я про рыдала весь полет и потом еще почти весь первый день в Москве.
Мне повезло, я поступила в вуз мечты, но учеба в нем мне не принесла никакой радости. Два года магистратуры стали одним сплошным черным пятном, у меня даже почти нет воспоминаний о моих 22 и 23 годах, все, что я помню, это как мне было плохо, серость и уныние. С горем пополам я закончила и решила, что больше даже к этому месту приближаться не буду, ведь оно принесло мне столько стресса.
Сейчас прошло уже два года после окончания магистратуры, за последние год моя жизнь стала гораздо лучше. Я даже могу сказать, что ничего в ней менять не хочу (разве что зарплату побольше). Но в целом, все прекрасно, мне очень нравится моя работа, люди, которые меня окружают, места, в которых я бываю. Работаю, я кстати, по тому направлению, по которому училась, то есть даже эти два печальных года в магистратуре были не зря.
Но сейчас возникла проблема. Я решила, поступить в аспирантуру (нужно для дальнейших карьерных перспектив). Выбор пал опять на тот вуз, в котором я уже училась и так не любила. Почему он? 1. Боюсь, что новый окажется таким же разочаровывающим, как и данный. Это болото, я вроде как уже знаю, и морально представляю к чему готовиться. А три года аспирантуры в стрессе новой обстановки я не выдержу. 2. Географическое удобство. Я планирую учиться в очной аспирантуре и продолжать работать, поэтому московские расстояния имеют значения.
Итак, я решила вернуться в это пугающие место на три года, но каждый раз, когда я делаю какой-то шаг для поступления меня внезапно накрывают эмоции. Например, иду по территории универа, объективно все хорошо, но тут я вспоминаю, как уже ходила по этой дороге, как мне было плохо и мне становится так себя прошлую жалко, и я начинаю плакать и не могу остановиться, пока совсем сил не останется и на разболится голова. Подобное происходит каждый раз, когда я занимаюсь делами, связанными с поступлением, то есть почти каждый день.
Что это за состояние такое? Горько плачу, потому что жалко себя двухлетней давности. И как быть? Все-таки не поступать в этот вуз, ведь там все будет напоминать мне о прошлом стрессе? Идти к психологу? Что делать?
Автор вопроса: Юля Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Юлия!
Для начала хочу порадоваться за Вас, ведь Вы, судя по тому, с каким количеством трудностей Вам удалось успешно справиться, очень целеустремлённый, сильный, умный человек с большими перспективами. Вы всё равно идёте вперёд, даже если там страшно, и добиваетесь своего!
А теперь давайте поговорим о том, почему ситуация обучения могла оказаться связанной с такими негативными переживаниями, и повторяется.
На первый взгляд может показаться странным, что человек, который пережил такой стресс во время обучения, не бежит подальше от места, где он столько эмоционально страдал, а сознательно готов снова проходить через это, пойти в тот же вуз, доводя себя сопротивлением до слёз и головной боли.
Очень сложно понять, ограничиваясь лишь информацией в Вашем письме, что послужило стартовой точкой этому процессу, нужно задавать много вопросов, слышать Ваши ответы на них. Потребуется диагностика с помощью проективных тестов, чтобы найти настоящий источник страхов и негативных эмоций.
Ведь Вы сами объективно понимаете, что Ваше состояние не имеет отношения к вузу и обучению - Вас там никто не обижал, у Вас не было проблем с обучением, Вы были привычной к проживанию вне родительской опеки и т.д. Тем более, что Ваши негативные эмоциональные реакции начались до того, как Вы прилетели в Москву и начали обучение в вузе.
Поэтому с большой долей вероятности Ваш страх имеет совершенно иные корни, вплоть до того, что в Вас срабатывает бессознательное, иррациональное, поэтому логическое объяснение Вашей реакции на обучение и перелёт в Москву найти сложно. Разобраться в этом качественно и безопасно можно при помощи специалиста, поэтому обратиться к нему Вам всё-таки придётся, я думаю.
Вы не пишете, Юлия, какие у Вас были отношения с родителями, почему Вы с 18 лет приняли решение жить отдельно от них в общежитии в другом городе. Почему-то Вы выбираете место своей реализации подальше от того места, где родились, жили. И ощущение такое, что каждый раз это место всё дальше и дальше от дома. Верно?
Юлия, были ли у Вас в роду люди, которые по какой-то причине уехали на чужбину? Или те, кто вынужден был покинуть родной дом ради заработка или спасая себя? Или работа их была связана с дальними поездками, командировками?
Если да, то постарайтесь побольше узнать о них, спросите у родителей, родственников, которым доверяете, которые знают разные семейные тайны: почему был сделан такой выбор, каково им там жилось (или сейчас живётся), как к ним относятся другие родственники и т.д. Возможно, в этих ответах Вы что-то поймёте о себе.
Иногда о каких-то "сбежавших" родственниках в семье стараются не вспоминать, если на них были обижены, если они были изгнаны по какой-то причине, но вытеснение их из родовой системы заставляет рождаться детей, которые волей или неволей в новых декорациях могут начать повторять судьбу своих предков, не проживая в полной мере собственную текущую судьбу.
Если у Вас такая ситуация, то Вам необходимо попасть к расстановщику, который поможет разобраться в этом клубке негативных эмоций, взаимосвязей с родом, проблемами в других сферах и покажет Вам истинную суть Ваших страхов в отношении обучения.
Возможно, Вы тогда заставляли себя уехать далеко от родного дома, чтобы дать себе шанс прожить жизнь не так, как обычно происходило в Вашем роду, семье? И Ваши слёзы по дороге в Москву были оплакиванием себя, жалостью к себе потому, что Вам не хотелось покидать родительский дом, но и оставаться в нём Вы не могли, потому сделали сложный выбор из двух зол?
Возможно, Вы испытывали потребность подольше побыть "маленькой", пока не принимать ответственных решений, не взрослеть так рано? Может быть Вы вообще честно не хотели этого высшего образования, престижного вуза, большого города, а это была просто чужая модель "успешной жизни", загруженная кем-то в Вашу голову, потому Вы так и не можете с этой чужой моделью ужиться, мучаетесь от неё?
Повторное проживание травмирующих ситуаций бывает нужно человеку для адаптации психики, чтобы отреагировать эмоции, которые оказались полностью непрожитыми, переосмыслить произошедшее, восстановить самоидентичность. Вы внутренне стремитесь снова в эту ситуацию, чтобы понять, что Вам причиняет такую боль, и вытащить из себя эту "занозу".
Нужно определить те первые негативные чувства, которые не были Вами идентифицированы, были подавлены и не прожиты в полной мере, нужно дать этим чувствам выход, и (как результат) изменить своё вИдение ситуации, отношение к ней.
Хорошо, если это будет происходить под контролем специалиста-психолога, который будет рядом, будет задавать нужные вопросы, будет "вести" Вас по Вашим переживаниям, поймёт, что с Вами происходит, будет Вашим "ситтером". В крайнем случае, рядом с Вами может быть внимательный, чуткий, слушающий друг, которому Вы доверяете.
Юля, попробуйте ответить на вопросы:
Вы уезжали в Москву ОТ КОГО-ТО (чего-то) или Вы ехали К КОМУ-ТО (чему-то)? От кого и к чему? С какой ЦЕЛЬЮ Вы ехали в Москву, поступали в вуз? Почему ИМЕННО ТУДА? Как в семье ВОСПРИНЯЛИ Ваше решение УЕХАТЬ?
Вы можете КОНТРОЛИРОВАТЬ своё чувство страха, тревоги? Не удаляя себя из болезненной ситуации, прислушайтесь к своей реакции на неё: что говорят Вам при помощи этого страха Ваши ЧУВСТВА, ТЕЛО, РАЗУМ? Где возникает тревога? На что она похожа (цвет, звук, вкус, запах, тактильные ощущения, животное, любые ассоциации)? Попробуйте перемещать свою тревогу в другое место, поговорить с ней: ДЛЯ ЧЕГО она появилась, чем Вам ПОМОГАЕТ, чего от Вас хочет и т.д. "Продышите" тревогу - если появляются спазмы в горле, хочется плакать, не терпите, не задерживайте дыхание, плачьте, дышите глубоко, словно Вы пробежали километр, говорите вслух всё, что приходит на ум.
Есть ещё доступная в смысле самостоятельного выполнения методика по работе с устранением дисфункциональных автоматических мыслей, она называется "Метод остановки мыслей". Почитайте о ней, попробуйте выполнить в отношении своих страхов и тревог, касающихся обучения.
Как психолог с классическим образованием, полученным в государственном университете, но при этом использующий в работе астрологию как дополнительный факультативный инструмент диагностики, могу предположить, что ответ на Ваш вопрос о страхе, появившемся при переезде и поступлении в престижный вуз, может быть в Вашем персональном гороскопе. Ответ может зависеть от того, родились ли Вы до 01.02.1994 года или после, но и от других факторов, конечно, которые специалист обнаружит в Вашей карте.
Так вот, если Вы родились до февраля 1994 года, то судьба Вас ведёт трудным этим путём к чужбине и постоянному повышению уровня образования, чтобы Вы выполнили свою миссию, это путь Вашего спасения и самореализации, он всегда труден, но с него нельзя уходить.
Юлия, желаю Вам познать себя, историю своей семьи, разобраться в своём предназначении и смело идти вперёд, к новым вершинам!