Страх удачи и отговорки при устройстве на работу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, нужен совет. Я уже долгое время не могу устроиться на работу. Когда пытаюсь, возникают неприятные мысли перед звонком, будто что то мне не подходит. А даже если позвоню и договорюсь о собеседовании на завтра, то не могу спать всю ночь и приходиться ехать не выспавшимся. На самом собеседовании наступает спокойствие и ничего не чувствую, будто это не со мной происходит. Если говорю, что надо подумать и, если соглашусь, то позвоню, то после собеседования начинаю искать отговорки, чтобы не звонить. А если соглашусь на стажировку прямо на собеседовании, то два дня мне хочется оттуда сбежать и ночью опять же не могу спать две или три ночи. Распорядок сна и бодрствования у меня нарушен, так что даже со снотворным ложусь спать только после полуночи. Каждый раз боюсь, что снова придётся привыкать, очень боюсь, что будут ругать, даже бросал работу из за этого. Так же боюсь, что мне не выплатят деньги, давить морально, не смогу справляться с работой, хотя обычно я быстро учусь. Я уже давно хожу к психологу, работали над созависимостью, неврозом, тревогой, гневом, страхами и депрессией, но в последние три года никакого прогресса, прошлыми интересами больше не могу заниматься, будто что то отвлекает. Стал зависим от интернета, компьютера и телефона. За последние три года накопились долги по кварплате, но мне это не дает мотивации к устройству на работу. Мой отец множество раз уходил в запой, проявлял ко мне моральное и физическое насилие. А мать раньше тоже была в запое несколько раз, пусть и значительно меньше. Два-три года назад начала ездить по вахтам, чтобы оплачивать кредит. Сейчас она морально поддерживает меня и регулярно присылает мне немного денег. Честно говоря, я до сих пор понятия не имею, кем хочу быть в профессиональном плане, так как сомневаюсь в любом придуманном варианте. При поиске работы так же много сомнений, потому и не могу определится с выбором. Если пытаюсь выбрать логически, наступают сомнения, а сердцем я не чувствую, какая вакансия по душе, так как очень боюсь попасть в неподходящие условия. Сейчас я очень беспокоюсь за своё будущее и не вижу вариантов решения, а даже если нахожу, не хватает самодисциплины, чтобы регулярно выполнять нужные упражнения. У складывается впечатление, будто я начал войну против психологических проблем и собственных недостатков, но в какой то момент моя воля к победе сломалась и теперь я в глухой обороне, а атаковать у меня нет ни сил. не желания. И это при том, что я давным давно решил, что я излечусь от своих психологических проблем. Однако, когда психолог сказала, что излечение займет годы и нужно заниматься другими делами, а деформации исправятся в процессе, у меня пропало желание исправлять их. Я прошу подсказать, на что опираться в поиске работы и как вернут желание работать над психологическими проблемами, ибо сейчас я в тупике. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Кирилл Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Шмыголь Ольга Васильевна.
Здравствуйте, Кирилл!
Описанное Вами состояние, которое Вы каждый раз испытываете при поиске работы и при трудоустройстве, а также обесценивание терапии длительностью в три года — это результат дисфункциональных детско-родительских отношений. «Неприятные мысли»; отсутствие сна, режима дня; уход из реальности («наступает спокойствие и ничего не чувствую, будто это не со мной происходит»); желание сбежать; страх «что будут ругать»; страх, что не дадут деньги; «будут давить морально»; обесценивание Вас как личности, Ваших достижений и результатов — думаю, что всё перечисленное имело место в Ваших отношениях с родителями. Сейчас, уже будучи взрослым, Вы всё это транслируете на Ваши, так называемые, «взаимоотношения» с работой (на трудовой коллектив, начальника, профессиональную деятельность), отсюда возникает желание «сбежать». Такой перенос возможен и на другие области межличностных отношений (общение с друзьями, отношения с противоположным полом). Поэтому в данном случае, рекомендую Вам продолжить работу под руководством психолога, и несколько глубже поработать с темой детско-родительских отношений, также можно воспользоваться услугами психотерапевта, чтобы он подобрал соответствующие медицинские препараты, так как у Вас присутствует нарушение сна.
Важно отметить, что наличие распорядка дня, во многом снижает высокий уровень тревожности, поэтому здесь я Вам все же рекомендую подумать над тем, как Вам следует организовать свое время в течение дня. Но без Вашего истинного ЖЕЛАНИЯ что-либо изменить, это сделать будет затруднительно. Почитайте информацию о различных методах организации себя и своего времени, книги по тайм-менеджменту, этот вопрос можно также обсудить с психологом.
Исходя из того, что Вы написали, именно ЖЕЛАНИЯ «исправлять» что-либо в своей жизни у Вас также не было («... я давным давно решил, что я излечусь от своих психологических проблем. Однако, когда психолог сказала, что излечение займет годы и нужно заниматься другими делами, а деформации исправятся в процессе, у меня пропало желание исправлять их»). К сожалению, без желания клиента и принятия ответственности получить какие-либо результаты в терапии затруднительно.
Вы спрашиваете о том, как вернуть желание работать над своими психологическими проблемами?
1) Во-первых, не вести «войну против психологических проблем и собственных недостатков», а научиться анализировать и решать сложившиеся ситуации, понимать причины их возникновения, работать над самооценкой, посмотреть на некоторые ситуации и свои недостатки с другой стороны.
2) Понять, что в первую очередь Ваши изменения зависят во многом от Вас (также длительность и результативность терапии), от Вашего желания меняться и брать на себя ответственность. К сожалению, «деформации» без Вас самими собой не «исправятся в процессе», над этим прежде всего надо работать именно Вам. А психолог честно сказал о том, что решение Ваших психологических проблем — это длительный процесс, быстрого результата не будет, поэтому необходимо терпение и работа над собой.
3) В-третьих, определить для себя цель, то к чему Вы действительно хотите прийти. Подумайте о Ваших желаниях и потребностях. Ответьте себе на вопросы: каким Вы себя видите после окончания терапии (опишите себя, что изменится в Вас, в Вашей жизни), какой должен быть результат Вашей работы с психологом?
Учитывая, что Вы написали («Я уже давно хожу к психологу, работали над созависимостью, неврозом, тревогой, гневом, страхами и депрессией»), Вами уже проделана немаленькая работа, поэтому, если Вы считаете, что какая-то тема упущена в терапии или хочется более глубже ее проработать — лучше это обсудить вместе с психологом, это позволит Вам быстрее прийти к желаемому результату. Я бы порекомендовала Вам еще обратить внимание на следующие темы в терапии:
1) Зависимое поведение. Вы писали, что работали с созависимостью, но на данный момент у Вас уже сформирована своя зависимость («Стал зависим от интернета, компьютера и телефона»), а это несколько другое направление в работе. Для самостоятельного изучения данного вопроса рекомендую к прочтению книгу Войтиц Дж. Дж. «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения».
2) Сепарация от родителей во взрослом возрасте. Это один из важнейших этапов становления личности, который выражается в эмоциональном и финансовом отделении ребёнка от родителей. Исходя из написанного Вами, на данный момент Вы продолжаете находиться в роли ребенка («Сейчас она морально поддерживает меня и регулярно присылает мне немного денег»), а, как известно, работа — это дело взрослых людей. Сепарация - это довольно болезненный, но необходимый процесс. После его завершения жизнь меняется, человеку удается выстроить с миром взрослые отношения, и совершать многие поступки и действия становится проще и легче.
«На что опираться в поиске работы»? - на себя, свои интересы, желания, умения, профессиональные навыки, образование, опыт. Чтобы «чувствовать сердцем какая вакансия по душе», необходимо научиться прежде всего понимать себя, свои потребности.
Период адаптации проходят все, кто устраивается на новое место работы, и даже, когда переходят на новую должность. Все новое требует определенного времени для изучения и понимания (3-6 месяцев, иногда до года), и это нормальный процесс. Адаптационный период обычно совпадает с испытательным сроком и позволяет максимально подробно изучить компанию, коллектив, специфику работы, а также решить и сотруднику, и руководителю, возможно ли продолжение сотрудничества сразу после испытательного срока.
Для лучшего понимания себя и исключения «неподходящих» условий работы, предлагаю Вам выполнить следующее упражнение:
1) Опишите Ваше идеальное место работы. Перечислите по пунктам (не менее десяти): какая это организация, желаемая должность, какие там условия работы, уровень оплаты, коллектив, начальник и т.п. (что Вам хочется, о чем мечтаете).
2) Опишите идеального человека, который будет соответствовать этому месту работы и занимаемой должности (какой он? его качества). В его описании также должно быть не менее десяти пунктов.
3) Напротив каждого пункта в описании данного человека поставьте знак «+», если это свойственно Вам, или «-», если Вы считаете, что написанное это не про Вас. Посчитайте сколько «+» и сколько «-». О чем говорят Вам эти цифры?
4) Прочитайте еще раз пункты, где Вы себе поставили «-», постарайтесь объективно оценить в % насколько можно эту ситуацию изменить. Напротив каждого пропишите 1-3 действия, которые можно реально сделать, чтобы улучшить каждый из выделенных пунктов. Подумайте над тем, сколько времени понадобится для каждого действия, поставьте напротив соответствующую дату.
5) Приблизительный план работы над своими «недостатками» Вами составлен. Следующий пункт — это включение данных действий в Ваш распорядок дня. Приобретите ежедневник и распишите по дням и часам, когда и что Вам необходимо делать, включая те действия, которые были Вами написаны.
Кирилл, я надеюсь, что смогла ответить на заданные Вами вопросы, и Вы по-другому посмотрите на имеющиеся проблемные ситуации. Тему профессионального самоопределения Вы также можете обсудить со своим психологом на консультации. Если возникнут какие-то вопросы, можете задать их в комментариях.
С уважением, психолог Шмыголь Ольга Васильевна.