Боюсь идти на работу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Уже на протяжении года меня гложет страх перед работой. Мне почти 19 лет, учусь в ВУЗе, опыта работы никакого нет. Сейчас лето, сидеть дома очень скучно, да и денег бы хотелось подзаработать. Но есть проблема - я безумно боюсь устраиваться на работу. Боюсь позвонить и записаться на собеседование, боюсь разговаривать с потенциальным начальством, боюсь коллектива, боюсь сделать что-то не так... Родители и знакомые говорят, что я очень усидчивая, ответственная, что меня бы с легкостью куда-то приняли. Но я этого в себе не вижу. Мне кажется, что я самый глупый человек на свете, который ничего не умеет. Знакомые, которые где-то работают, говорят, что меня всему научат, что ошибки - это нормально. Но я вообще никак не могу себя перебороть. И в то же время мне очень хочется начать что-то делать, не сидеть на одном месте и на шее у мамы в придачу. Мне страшно даже листовки раздавать: кажется, что и тут я как-то, но накосячу. Каждый день из-за этого чувствую себя максимально беспомощной, никчемной... Понимаю, что даже после окончания университета ничего не изменится, а вот тогда уже точно придется трудоустраиваться и желательно по специальности. Этот страх пожирает с каждым днем все сильнее и сильнее, из-за чего перестала уделять внимание своим хобби, ведь кажется, что я действительно не способна совершенно ни на что. Нет желания учиться дальше, т.к. не вижу в этом смысла. Родители всегда хвалили за любые достижения, хвастались мною, говорили, что на меня большие надежды. Возможно, что всё из-за этого, и я просто боюсь не оправдать чьих-то ожиданий.
Автор вопроса: Алина Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Алимбекова Назима Джаудатовна.
Алина, здравствуйте! В Вашем сообщении чувствуется обеспокоенность отсутствием действий в вопросе трудоустройства. Действительно, очень страшно делать шаг в неопределенность, ведь неизвестно с чем можешь столкнуться. Когда ещё и не чувствуешь своей ценности и способности справляться с тем, что может произойти, хочется как бы замереть и не предпринимать никаких действий. К тому же, когда пытаешься побороть страх, а не прояснить для себя про что он и совладать с ним, тогда он как будто парализует тебя. Алина, в сообщении Вы указали на несколько моментов, которые мне показались важными. Вы отметили, что окружающие люди видят в Вас человека достаточно ответственного и способного. Давайте попробуем представить, что Вы примеряете на себя роль этого человека. Как Вы думаете, какие ошибки Вы можете совершить в следующих ситуациях?
1. Во время собеседования;
2. При взаимодействии с коллективом;
3. В процессе работы.
А теперь определив для себя предполагаемые ошибки, попробуйте ответить на следующий вопрос "Какие шаги я могу предпринять, если допущу ( укажите ошибку). Алина, в сообщении Вы также написали о том, что родители всегда возлагали на Вас большие надежды. Очень часто люди, имеющие не равный с нами статус воспринимаются через призму родительских фигур. И тогда может сложится представление, что начальник имеет к нам достаточно высокие ожидания, а не ждёт от нас лишь выполнения профессиональных задач. В сообщении Вы ещё отметили, что учеба и дальнейшие перспективы кажутся Вам какими - то неосуществимыми, что у Вас сейчас нет возможности заниматься своим хобби. Действительно, очень сложно быть в ресурсном состоянии, когда приходится сталкиваться с сильными чувствами. Тогда психике приходится тратить недюжинные силы, чтобы справляться с ними, удерживать нереализованную потребность и сохранять некоторый баланс. Поэтому Вы можете продвигаться к вопросу трудоустройства в удобном для Вас темпе, небольшими шагами, замечая свои усилия и старания, поддерживая себя и оставляя за собой право что - то не суметь, с чем - то не справиться. Ведь профессионалами становятся не те, кто идеально выполняет свою работу, а те, кто старается превратить стоящие перед ним задачи в решаемые.