Хочу начать строить карьеру, но боюсь.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток, меня зовут Елена, мне недавно исполнилось 20 лет. Живу с родителями пенсионного возраста, к сожалению или к счастью я родительская дочка, изнеженная в какой-то степени. Мама не работает, отец тоже думает увольняться. Помимо этого с нами ещё проживает моя старшая сестра-инвалид, которая не в состоянии вести самостоятельную жизнь, так как у нее проблемы с головой после операции и алкоголизма. На попечительстве у родителей племянник которому исполнится 17. Год назад я окончила колледж, окончила хорошо без троек, защитила диплом на 5. К сожалению до этого я училась в школе 9 лет и от нее у меня остались одни негативные воспоминания и сплошная нервотрёпка, связанная с каждодневной травлей одноклассников. Может из-за этого у меня есть обессивно-компульсивное расстройство, которое стараюсь преодолевать. Друзей ровесников у меня не было, всегда дружила с детьми младше меня, а моей лучшей подругой всегда была мама. Официально ещё нигде не работала, не нашла свое направление. Мне очень хочется пробиться, построить карьеру, самореализоваться, но у меня все время возникает какая-то неуверенность, страх, апатия, нервозность и мне сложно это контролировать. Я понимаю, что я не буду себя уважать если я не добьюсь чего хочу, да плюс ещё такая семья мало обеспеченная, родители которые дали столько тепла. Не смотря на все слабости, все равно внутреннее я хочет много добиться. Самореализация для меня это сейчас самый главный приоритет в моей жизни. Я не знаю, может я ещё не повзрослела? Как стать взрослее, сильнее, увереннее, самостоятельнее, как преодолеть все страхи?
Автор вопроса: Елена Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Елена, добрый день!
Читала Ваше письмо и радовалась Вашей стойкости и оптимизму, уверенности, что Вам удастся добиться своих целей даже в таких сложных условиях жизни, в которых Вы живёте. В обычной ситуации даже чего-то одного из перечисленного Вами другому человеку было бы достаточно, чтобы впасть в уныние и перестать верить в лучшее будущее.
Ещё больше радует, что Вы никого не вините в сложившейся ситуации, уважительно отзываетесь о родителях, родственниках и даже травлю в школе и отсутствие друзей Вы просто обозначаете в письме, словно мимоходом, как незначительное неудобство.
Однако сквозь всё Ваше письмо буквально рвётся наружу Ваша внутренняя боль, напряжение, отчаянное желание вытащить себя и семью из сложившегося положения, построить свою жизнь иначе, по другому сценарию.
То, что Вы дружили с теми, кто младше Вас, и с мамой, говорит о том, что в Вас есть потребность заботиться о ком-то, как обычно заботится мама о ребёнке. Но даже Вы сама сомневаетесь, что в свои 20 лет действительно и окончательно стали взрослым человеком и способны вытянуть на своих хрупких плечах всех своих родственников.
Видимо, не всё из Вашего детства ещё отжило себя, Вы ещё чувствуете необходимость побыть маленькой беззаботной девочкой, за которую, как подобает, проблемы должны решать сильные и здоровые взрослые...
Уйдя из школы после 9 класса, Вы смогли поднять свою самооценку, очень хорошо учась в колледже, на отлично защитив диплом. Этот опыт вдохновил Вас, Вы убедились в том, что можете изменить свою жизнь, стать успешной. Очень важно сохранить это ощущение, Елена, потому что в нём содержится для Вас большой потенциал, источник Ваших сил для новых свершений. И сейчас для этого Вам самой как никогда требуется дополнительная поддержка близких.
В Вашей семье сейчас очень сложная финансовая ситуация, как я понимаю, Вы пишете: "...родители-пенсионеры, мама не работает, отец тоже думает увольняться, с нами ещё проживает моя старшая сестра-инвалид, которая не в состоянии вести самостоятельную жизнь, так как у нее проблемы с головой после операции и алкоголизма, на попечительстве у родителей племянник, которому исполнится 17..."
Понимаю, что всем в семье сейчас очень тяжело, именно поэтому Вы пытаетесь предпринять максимум усилий, чтобы выдернуть семью из сложившейся ситуации, Вы хотите стать для семьи (если использовать метафору, образное сравнение) "палочкой-выручалочкой", "доброй феей", "спасительницей". И Ваше желание абсолютно объяснимо, ведь Вы ощущаете себя любимой в своей семье, не смотря на сложные условия жизни и все испытания, которые Вы проходите вместе. Вы хотите, повзрослев, отплатить добром за любовь и заботу, защитить, стать надёжной опорой для родителей, чтобы они гордились Вами.
Однако под этим "знаменем" Вы, Елена, можете легко пойти совсем не в том направлении, которое принесёт лично Вам счастье. Это не значит, что нельзя хотеть реализовать себя ради семьи. Хотеть можно, но важно правильно расставить приоритеты. Нужно понять важную вещь, что всё в жизни нужно делать РАДИ СЕБЯ, делать то, что будет приносить ВАМ пользу и удовольствие, это и есть САМО+РЕАЛИЗАЦИЯ, о которой Вы пишете.
А то, что Ваша самореализация параллельно обязательно порадует Вашу СЕМЬЮ, принесёт ВАМ достаток, которым Вы вправе будете распорядиться по своему усмотрению, в том числе и на своих родственников - это уже должно становиться приятным бонусом к Вашей самореализации.
Как только Вы, Елена, начнёте думать о том, что Вы должны сейчас спасать НЕ КОГО-ТО (родителей, сестру, племянника и т.д.), а СЕБЯ, и поймёте, что в этом абсолютно нет никакого Вашего эгоизма, то Вам станет гораздо спокойнее, и многие Ваши сомнения по поводу Вашего призвания и самореализации могут сами собой проясниться.
Вспомните главное правило поведения ответственного родителя, когда, например, произошла аварийная ситуация в самолёте: надеть дыхательную маску СНАЧАЛА НА СЕБЯ, а ПОТОМ НА РЕБЕНКА. Это не потому, что родитель наглый эгоист, а потому, что ребёнок слабее и неприспособленнее, и если родитель потеряет сознание, оставив ребёнка пусть и в кислородной маске, но один-на-один с катастрофой, то этим он уж точно окажет ребёнку медвежью услугу, тогда они могут погибнуть оба.
Вот так и Вы сейчас, Елена, словно в аварийной ситуации. Есть родители-пенсионеры, сестра-инвалид, они вроде как слабее Вас. Вы спасёте их тем, что спасётесь сначала сами, а потом спасёте их, если потребуется.
Вы пишете: "...я не буду себя уважать если я не добьюсь чего хочу, да плюс ещё такая семья мало обеспеченная, родители которые дали столько тепла..." Елена, похоже, что Вы стараетесь не для себя, а для родителей, для того, чтобы доказать что-то не самой себе, а другим. Вы словно чувствуете вину перед родителями, которую хотите возместить через самореализацию. Или хотите, чтобы посторонние люди не относились к Вашей семье плохо потому, что у вас мало денег.
А уважать нужно себя в любом случае, Елена, даже в те моменты, когда Вы не добились чего-то. Это самое сложное. Уважать себя и отвечать за свои поступки. В этой жизни каждый должен нести груз ответственности за самого себя самостоятельно.
Почему Ваши родители опекают 17-летнего племянника? Что с его родителями? Он сам мог бы устроиться на подработку? Какие у него планы? Ваш папа почему хочет увольняться, когда знает, что в семье такая сложная финансовая ситуация? Кроме случая, когда дальше работать ему не позволяет здоровье, конечно!
Не старайтесь взвалить на себя сразу всех родственников, иначе Вы однозначно надорвётесь, Елена. И родственникам не поможете, и веру в себя потеряете. Ни один человек не имеет права отнимать у другого человека право отвечать за свой выбор. Поэтому всё, что решите делать (или не делать) Вы - только Ваша ответственность, равно как и всё, что делают Ваши родственники - их ответственность, а не Ваша.
Вспомните себя в детстве. Прямо ощутите себя маленькой девочкой. Почувствуйте всё буквально кожей, ощутите запахи, услышьте звуки, постарайтесь увидеть что-то, что связано с тем периодом.
Что это за возраст? Где Вы? Что с Вами происходит? Кто рядом с Вами?
Чего Вы больше всего хотели в детстве? Что больше всего любили делать? Кем хотели стать? Может быть, это было Вашим увлечением, которому Вы не придали значения, посчитали его недостойным внимания, дальнейшего развития?
А теперь подумайте, какое занятие, профессия могли бы получиться из этого Вашего детского увлечения? Придумайте такую профессию, если её ещё никто не догадался придумать до Вам, сейчас для этого есть масса возможностей! Подумайте, кто мог бы заинтересоваться тем, что Вы делаете, настолько, что был бы готов Вам платить деньги? Можете ли Вы организовать такие услуги? Чего ещё пока не хватает для того, чтобы это Ваше "дело" заработало в полную силу (образование, люди, деньги, знания и т.д.)? Где можно получить недостающее? Чья помощь Вам может потребоваться?
Елена, какую профессию Вы получили в колледже? Есть ли какие-то точки пересечения с Вашим любимым занятием и этой профессией? В какой организации Вы могли бы устроиться работать? Какое дополнительное образование нужно получить? А в колледже у Вас появились друзья? Есть ли кто-то рядом с Вами, кто разделяет Ваши интересы? Может быть, с кем-то вместе Вам было бы не так страшно двигаться вперёд?
Елена, желаю Вам понять, что именно является Вашей мечтой, Вашим призванием, и достигать цели, которые Вы будете ставить перед собой на своём пути. Желаю Вашим родственникам здоровья и сил.
Елена, если Вам потребуется моя консультация как астропсихолога (можно посмотреть, в каких сферах Вы можете найти работу, продвинуться по службе), я готова Вам в порядке исключения бесплатно оказать эту консультацию потому, что в Вашем письме я увидела Ваше стремление выбраться из сложной ситуации и готовность предпринимать для этого действия. Напишите мне на электронную почту или в Вотсап (контакты указаны на моей странице на этом сайте), я напишу, какие сведения мне от Вас потребуются для работы.