Является ли раздувание масштаба проблемы и последующие сильные стрессы из-за этого психическим расстройством?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! Начну с того, что у меня достаточно слабая для моего возраста психика. Любые стрессовые ситуации просто выбивают меня из колеи и вводят в состояние сильнейшего эмоционального напряжения и последующего физического истощения. Могу себя описать как человека, которого "лучше вообще не нервировать". Но стрессовых ситуаций в жизни достаточно и переживаю я их весьма нелегко. В последнее время ловлю себя на мысли, что я не просто "загоняюсь" из-за происходящего, я придумываю новые детали проблемы, увеличиваю ее масштаб до максимума, и, что самое интересное, нервничать начинаю уже именно из-за этих придуманных деталей. Как следствие- сильнейший стресс, головокружения, слабость, предобморочные состояния. Эти мысли могу крутить в голове от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от масштабов проблемы. Наглядный пример- после перевода на "удаленку" на работе начальство не посчитало нужным меня проинформировать, что уровень дохода сократился до МРОТа, не смотря на прежние объемы работы. Узнала об этом только тогда, когда бухгалтерия перевела зарплату. Вместо того, чтобы сразу позвонить начальнику и спросить на какой период будут действовать эти условия, я начала себя жалеть (нужно выплачивать родственникам большую сумму долга, а доходы начиная с мая месяца еле позволяют сводить концы с концами, какие уж там долги), нервничать и всё это довело до того, что сил на весь день практически не осталось- общая физическая слабость, упадок сил, дрожь в руках и голове, путаница в мыслях, отсутствие аппетита на протяжении всего дня. Дальше я стала готовить убедительную "речь" для звонка начальству с вопросом хоть какого-то прояснения ситуации и, в процессе продумывания речи, опять поймала себя на мысли, что я уже не просто переживаю из-за суммы выплат, а искренне верю в то, что мне скоро будет нечего есть, родственники будут настоятельно требовать вернуть долг, а сбережений у меня абсолютно никаких нет (на самом деле небольшая сумма, позволяющая не помереть с голоду всё же есть в заначке). В этот день начальству я так и не позвонила, не позволило ни настроение, ни физическое и эмоциональное состоянии. Вопрос 1- является ли это каким-то психическим расстройством? Ведь не очень нормально раздувать из мухи слона и сходить из-за этого с ума, вплоть до того, что руки трясутся и есть не могу. Вопрос 2- каким образом можно прекратить себя накручивать и доводить до таких состояний? Не помогают никакие самовнушения, это уже что-то внутреннее и сформировавшееся.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Васильева Вера Анатольевна.
Здравствуйте, Екатерина. Постоянные стрессы стали неотьемлемой частью нашей жизни. Я не думаю, что человечество протянет долго в таком режиме. Люди планомерно прибегают к интоксикациям для снятия нервного напряжения. Кто-то обращается к психологу. Который в свою очередь может предложить отвлечься и отдохнут, набраться новых впечатлений, переключить свое тревожное внимание на что-нибудь легкое. "Засунуть голову в песок" по-другому. Но каждый понимает, что возвращение в прежние условия вводит человека в еще более сильный стресс. Я консультировала людей, вернувшихся с отпуска: они подавлены, что нужно возвращаться в прежние травмирующие условия. Отдыхом и покоем там даже не пахнет.
Каждый ваш день должен быть организован так, чтобы вы получали от него удовлетворение и вдохновение продолжать в том же духе. Однажды сын смотрел мультфильм "доктор машинкова". Она собиралась на море и я услышала там лозунг современного человека "упахаться (она долго и тяжело работала) и проучить заслуженный отдых (она заслужила)". Поймите , что дело не в вашем отношении, а в том, условия работы и жизни действительно желают лучшего. Посмотрите парочку современных фильмов и вы убедитесь в существовании этой философии: все бегают, а потом ни личной жизни, ни здоровья. Нужно пересмотреть жизнь в общем, а не отвлекаться частностями от проблемы.
Слабая психика - это может быть чувствительность и эмоциональность, которая присуща женщинам, но отрицается современным обществом, которое функционирует по мужскому принципу. Вы нормальная женщина, которая может переживать! Другие тихонько курят в стороне... И уже давно. Встречаясь с женщинами во внешней сфере, я убедилась, что их сердца становятся достаточно жесткими (маты идут сами сабой через слово), чуткость стала показной формальностью. Мы должны учиться быть людьми и дышать полной грудью качествами, которые отличают человека: доброта, нравственность, прощение, сострадание и др. Вам выбирать, хотите ли вы развиваться в этом направлении.
Один психолог назвал разряд современных женщин "перепуганные досмерти" (Сатья). Он особенно подчеркивает необходимость культивировать женскую природу и ее основные ипостаси: мать, жена, богиня, домашняя фея. Она легкая, радостная, чистая, искрящаяся. А не хмурая, тяжелая и умная. Подумайте об этом и послушайте его лекции на эту тему.
Мне удивительно, что, обозначив проблему, вы не описали ни одного своего родственника (кроме тех, что одолжили вам деньги и ждут их назад). Кто вас поддерживает и заботиться о вас? Откуда у вас возмется способность быть спокойной и терпеливой, стрессоустойчивой? Это проявляется в условиях, когда человека любят и опекают. Тем более женщина всегда внутри себя будет ждать, подобного отношения.
Мне очень нравится метод проработки психотравмирующих ситуаций Натальи Шафрановой. Любому человеку нужно высказаться, если накипело. Женщина развивает разум, когда она все "проговаривает" (на бумаге). Она способна так увидеть ситуацию со стороны. Пишите все, что внутри. Даже все раздувания и увеличенные масштабы. Все диалоги. Можно даже "додумать" диалоги и события. Пусть все выльется и останется в тетради (купите красивую, а лучше несколько). Это называют дневниками, утренними страницами, писанками. Но все одно: они помогают конструктивно выпустить пар, освободиться от мыслей и глубоко понять ситуацию и ее причины. Вы будете развиваться, как личность, станете опытной и будете лучше понимать людей. Измениться ваше поведение и речь. Автоматически. Если вы будете делать это регулярно. Для начала лучше выложить на бумаге все психотравмирующие ситуации, которые случались с вами, пусть даже самые нелепые. Это очень действенный метод.
Я бы рекомендовала стараться разрешать все возможные ситуации и недоразумения по горячему следу. Это убережет вас от чрезмерного обдумывания и сэкономит кучу времени.
Когда у нас нет мечты и цели, нас легко отвлечь мелочами. Они рассеивают внимание и забирают силы, время. Займитесь планированием. Напишите список желаний. Запишите план на год, на неделю (это самые оптимальные сроки для планирования). Не нужно "покорять Эвересты", начните с малого и продвигайтесь постепенно, в соответствии с силами и возможностями.
Не нужно забывать о соблюдении режима дня, правильном питании, прогулках (лучше на природе), физических упражнениях. Например, дыхательные упражнения и упражнения из хатха-йоги помогут не только поддержать здоровье, но и скорректировать качества, улучшить характер. Мудрый человек сам берет аскезу, глупого нагружает жизнь.
Обязательно сформируйте круг позитивного общения. Это очень важно для женщины. Подруги - показатель развитости женщины. Они должны быть. И не одна. Найдите людей, которые разделяют ваши интересы, с которыми вам будет о чем поговорить. Друзья - это не те, кто регулярно подкладывают друг другу субстанцию на букву "г", но те, кто развиваются вместе в искренних и любящих отношениях. Это всегда теплый взаимообмен, поддержка.
Пейте травяные чаи для душевного равновесия. Утром - корица, золотой и красный корень, шиповник, земляника, смородина для бодрости и активного общения. Днем - мята, мелисса, кипрей (!). Вечером - ромашка, валениана, пустырник, душица, чабрец и др. Проконсультируйтесь со специалистом: возможны противопоказания! Так вы сможете поддерживать свой тонус без лекарств и забудете о беспокойствах. Это довольно механический спрособ, но помогает.
У вас хорошая самокритика и понимание себя. Есть моменты, которые требуют проработки и усилий. Не останавливайтесь на прочтении ответа: выполните все рекомендации шаг за шагом. Так вы построите хороший фундамент для крепкой психики и профилактики стрессовых реакций.
Есть список Нарушевича для повышении стрессоустойчивости для женщин и развития женских качеств. Сброшу вам его на электронную почту.
Желаю вам всего доброго! Берегите себя.