Зависимость от чужого мнения, как иметь здоровое отношение к мнению о себе окружающих?

Вопрос психологу:
У меня нормальная самооценка – не думаю, что я собрала в себе все худшие мои опасения. Однако, я очень не уверена в себе. Еще с детства я примерила на себя образ умного человека, наверное, так вышло из-за того, что мама всегда называла меня такой, и поэтому я не хочу терять этот образ в глазах окружающих. Я стараюсь больше молчать, чтобы не сморозить какую-нибудь глупость, даже если про себя я дала верный ответ на вопрос или полностью уверена в своем мнении. А еще я действительно, не такая уж и умная. До меня долго доходит ответ на, казалось бы, очевидный вопрос. Даже если достаточно хорошо воспринимаю новые знания, я либо не могу применить их на практике, либо не могу вывести их на новый уровень. Поэтому, я могу решать лишь простые задачи, а со сложными приходится туго. Также я нетерпелива и могу запросто забросить решать задачу, но также достаточно упряма, чтобы вернуться к ней позже или просто спросить у того, кто знает ответ. Из-за этого прийти к правильному выводу у меня редко получается. Я очень стыжусь этого. А еще из-за того, что я считаю себя глупой, мой голос очень тихий и невнятный, потому что я боюсь, что скажу что-то глупое громко и отчётливо и меня непременно услышат все. Мне сложно выступать на публике из-за этого. Но на самом деле я люблю внимание. В кругу семьи и близких друзей я являюсь душой компании, громко смеюсь, шучу и говорю, не боясь. Я также очень часто думаю прежде чем что-то сделать (Например: проявить инициативу в чем-то, взять на себя роль лидера, я не умею вести спор и высказать адекватно свое мнение) как на это отреагируют окружающие. Иногда, я даже пародирую окружающих, которые мне нравятся и теряю себя. Да, такое часто бывало. Я не могу свободно говорить, потому что тщательно фильтрую свои слова из-за этого говорю с запинками, рывками, несвязно. Я стесняюсь, говорить или читать красноречиво, с интонацией. Мне всегда казалось, что это очень глупое и смущающее занятие. После спора или колкости в мою сторону, я долго прокручиваю слова в голове. Когда меня спрашивают о чем-то я начинаю паниковать, не зная что ответить. Я чувствую это даже физически. Я очень хорошо знаю свои слабости, но понятия не имею о своих достоинствах, или как хотя бы побороть свои слабости. Насколько я помню, проблема возникла в школе. Я иногда завидую другим белой завистью. Еще мне чрезвычайно трудно поменять свое поведение, потому что мне кажется, если уж ты зарекомендовал себя, как тихоню с самого начала, то меняться уже будет поздно. И мне кажется, что таким поведением я еще больше выставляю себя на посмешище. Я хочу спросить, какие действия я должна предпринять или какие изменения в мышлении должны возникнуть, чтобы иметь здоровое отношение к мнению о себе окружающих?
Автор вопроса: Еркежан Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Тесленко Наталья Николаевна.
Добрый день. Вы уже сами знаете причину (или одну из): "Еще с детства я примерила на себя образ умного человека, наверное, так вышло из-за того, что мама всегда называла меня такой, и поэтому я не хочу терять этот образ в глазах окружающих". Видимо мама внушила вам (не намеренно конечно), что вы всегда при любых обстоятельствах должны быть умным человеком. Например: "ты ведь умная девочка, не веди себя так,..не говори глупости... не делай так...ты что, ты ведь умная девочка" и т.д. И у вас в голове засело, что если не будете выглядеть умной, то может засмеют, не поймут, раскритикуют и т.д. Но так ли это?
Ответьте себе на вопросы: что случится, если я скажу глупость? От меня отвернуться друзья? Меня обвинят в глупости?
Сейчас у вас страх снять "образ умной девочки", потому что подсознательно вы считаете, что получите такую же реакцию какая была у мамы (непонимание, критика). Но будет ли у окружающих реакция какая была у мамы в детстве?
Вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы почувствовали стыд, постеснялись проявить себя, не позволили себе быть свободной в компании, и опишите самый наихудший вариант развития событий, если бы сказали что-то глупое. Чтобы случилось бы?
Спрашивайте себя так как можно чаще. Анализируйте уже прошедшие события, это будет придавать больше уверенности для будущих ситуаций. Первое время будет тяжело, потом это будет легче и быстрее.
Понаблюдайте и вспомните каких-нибудь других людей, которые сказали что-то глупое на ваш взгляд и по мнению других. Какова была реакция окружающих? Что они сделали, сказали? Проанализируйте и это?
"Я очень хорошо знаю свои слабости, но понятия не имею о своих достоинствах, или как хотя бы побороть свои слабости" - очень хорошо. что вы знаете слабости, теперь подумайте в каких обстоятельствах эти "слабости" могут вам помочь, оказаться полезными. У каждого из нас есть темная и светлая сторона, но темными и светлыми они становятся в зависимости от обстоятельств. И положительные качества могут навредить нам иногда.
Чтобы понять какие у вас есть достоинства, напишите все все свои достижения за всю жизнь, даже мелочи, потом напишите, благодаря каким качествам вы смогли этого добиться.
Конечно же уверенность в себе тренируется не быстро, а плавно. Это работа над собой. Я вам рекомендую обратиться к психологу для более быстрой и успешной работы. Я работаю с этим.
Желаю удачи!