Нежелание жить. Как поверить в себя, найти заработок по душе и снова радоваться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! После окончания института работала бухгалтером. Затем, после 15 лет частного предпринимательства, устала - весь бизнес был на мне. Муж просил еще потерпеть и я терпела. Потом мы развелись (я ушла от него) и я поменяла работу.
С того момента (лет 10-ть назад) началась череда непонятных трудностей. Я работала (по 1-2 года) в разных сферах - тренером, продавцом, контролёром, инженером, снова продавцом. После последней работы в магазине (куда не хотелось идти) стали болеть ноги. Работаю теперь в интернете, но заработки маленькие, не хватает даже на оплату квартиры. Кроме этого, всегда любила учиться. Сейчас учусь на третьем курсе в аспирантуре. Стало очень тяжело, хочется закончить обучение хорошо. Но в жизни сейчас ничего не хочется, нет желаний, нет энергии жить. Даже не хочется видеться с сыном и внуком - и это меня пугает. Не вижу смысла жить. Как реализовать себя в таком возрасте (51 год), как поверить, что я могу еще состояться в какой-то профессиональной нише? Не вижу для себя будущего. Надоели долги и одиночество. И, в тоже время, видеть никого не хочется.
Вопрос такой: Как поверить в себя, найти заработок по душе и снова суметь жить и радоваться этой жизни? Благодарю за ответ.
Автор вопроса: Аса Возраст: 51

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Аса.
Для меня ваш вопрос, как подарок -это близко, это я переживала, прожила и проживаю. Что-то позади, какие-то трудности и ощущение тупика ушли, что-то я решаю в процессе. Жизнь задает вопросы постепенно, одни решаешь, другие приходят.
Все в письме не опишешь, это работа не одного дня, месяца и даже года. Одно знаю точно, в этом сложном периоде вашей жизни заложен большой потенциал для личностной трансформации.
Одиночество, радость в жизни - что это для вас? Не буду сейчас этого касаться. Это важно, но судя по вашему вопросу, для вас все-таки нужно начать с «поверить в себя, найти заработок по душе».
Человек проходит некоторые этапы жизненного пути, наш мир материален и поэтому нужно удовлетворить насущные потребности, на это обычно уходит первая половина жизни: создать экономическую безопасность, материальный достаток, занять определенное положение в социуме. Как у вас с этими потребностями? Ведь если они не удовлетворены, то сложно продвигаться дальше.
Вопросы, которые я хотела бы вам задать:
1. Что вас не устраивало в отношениях с мужем?
2. Что дал вам бизнес, какие качества характера, ресурсы. Что из этого можно использовать сейчас?
3. Когда появилась неуверенность в себе и на чем она основана? Она была всегда или больше в последнее время?
4. Почему вы меняли место работы, что вас не устраивало? Искали себя или просто хватались за любую работу?
5. Разрешали ли вы себе заниматься тем, что вам нравится, вдохновляет, кроме учебы (я поняла, что вам нравится учиться).
6. Осталась ли у вас горечь от прошлых отношений?
7. Есть ли у вас обида, вина на мать, родителей?
8. Какие отношения с сыном? Является ли он для вас поддержкой, опорой?
9. Нравится ли вам то, что вы сейчас изучаете?
10. Есть ли у вас сомнения в том, чему вы сейчас учитесь?
11.Куда делась ваша вера в себя? На чем она основывалась?
12 Даст ли веру в себя обретение социального статуса?
13. Что вам нужно, чтобы поверить в себя, что дает вам силы и драйв?
14.Что зажигает в вас огонь жизни, энергию?
Все ограничения по поводу возраста у нас в голове. Необходимо убрать ограничивающее убеждение что мне 51 год и все уже поздно. Нет, только начинается. Вам задание: найдите женщин, которые состоялись в вашей сфере после 50 лет. Как они это сделали? Послушайте записи с фестивалей Возраст счастья, меня они вдохновляли.
Вера в себя, наверное, это не только про убеждения, это глубже, с этим стоит отдельно поработать с психологом. Здесь и отношения с родителями и другие проблемы могут быть психологические.
Попробую составить небольшой алгоритм, хотя, если вы обратитесь к другому психологу, алгоритм будет другой, но все они приведут к положительному результату.
1. Ценности. Что для вас было важно раньше, что важно сейчас?
Что нам дает смысл? Смысл имеют слова, поступки, действия. Мы можем придать разный смысл нашей жизни и прожитым годам, нашим поступкам. Можем все обесценить, а можем извлечь какой-то важный урок из всего.
На самом деле, что это такое: «не вижу смысла, не верю в себя, не знаю, чем заняться». Ваша жизнь была наполнена какими-то заботами, радостями: растили сына, бизнес, учеба и вдруг- тупик: не вижу куда идти, то что радовало не радует. Что произошло? Те ценности, которые были, ушли на второй план, а новые не проявились, не проявились. Надо найти то, что вас будет наполнять, ради чего стоит жить.
Вот с этим списком и поработайте, подумайте.
Напишите, что для вас сейчас важно, ценно. Проранжируйте в баллах. Только пишите быстро, не задумываясь.
Здоровье? Любовь? Семья?
Когда появится список, станет ясно что для вас важно, на что нужно делать ставку. Появится видение.
2. Что я хочу? План, видение.
У вас должна родиться картинка будущего. «Не вижу для себя будущего», «не вижу смысла жить» –для вас важно «видение». После того как увидите картины (хорошо это делать во время медитации), напишите план. Начните с чего-то небольшого, с маленького шага, который вы можете сделать уже сейчас, прямо сейчас.
3. Какие у вас есть ресурсы? Кого можете привлечь?
4. Составить план. Принять решение действовать уже сегодня.
Как найти любимое дело:
1. Надо определиться с тем, что нравится (список дел, занятий)
2. С тем, что у хорошо получается, в чем вы профессионал
3. Список ваших сильных и слабых сторон.
4. Подумайте, как слабые стороны превратить в сильные, как их использовать.
Из этого можно сделать вывод чем можете заниматься, в какой нише развиваться.
5. Найти людей, кто успешен в этом, а лучше лично пообщаться, посмотреть их алгоритм достижения успеха
6. Убрать ограничивающие убеждения
Это алгоритм. Но на самом деле каждый этап несет в себе сложности и работу и не одного дня.
Надо сдвинуть себя физически. Тело очень важно! Гормональные изменения, которые происходят в женском организме после 50 лет, от них никуда не деться. Химия гормонов может давать снижение настроения, депрессию.
Что для вас одиночество?
Мы социальные создания и от этого никуда не денешься. Найти с кем можно общаться и поговорить по душам, выплакаться, высказаться.
У нас небольшая онлайн группа по йоге, можете присоединиться. В настоящее время мы делаем упражнения для мышц малого таза, для гормонального баланса, укрепления нервной системы. Если заинтересует, напишите мне (телефон ниже).
Общение поможет выйти на другой уровень в работе, появятся осознания, а за ними уверенность и силы.
Удачи, вам.
Костюкова Наталья, коуч, психолог онлайн
______________________________
PS: Попрошу вас подумать и осознать, что было полезно, и что вы примените уже завтра.
Вы можете записаться на индивидуальную консультацию по эл. почте [email protected] или Viber, WhatsApp, Telegram +7 913 565 59 85