Снижение памяти вследствие стресса.

Вопрос психологу:
Вследствие стресса у меня снижается память. Я впадаю в панику и боюсь Альцгеймера. Как положительным мышлением преодолеть этот страх? У меня сложные отношения с родителями и новой семьей сына. Работаю я социальным работником по уходу за престарелыми и все время имею дело с отрицательной энергией : злость зависть и нескончаемые претензии. Я очень вымоталась и устала. Считаю дни до пенсии. В силу своего экономического положения вынуждена работать по пятьдесят часов в неделю. Не остается сил на домашнюю работу и себя. Плохой внешний вид и недовольство , членов семьи отсутствием помощи дополнительно снижают фон настроения. Плюс бесконечные неприятности на работе. Мои подопечные ждут что я приду и буду их развлекать, а я еле доползаю до работы. Работа тяжелая физически. Я пытаюсь им как то по человечески помочь а они сетуют что я все время от них что то хочу. Так для их же блага. Кроме того русская психология учит если тебе плохо помоги кому еще хуже и научись на его опыте. Что и пытаюсь сделать но постоянно натыкаюсь на сопротивление. Это создает состояние борьбы от которого я безумно устала. Читала Литвака он советует уходить от борьбы и возделывать свой сад. Но у меня своего сада нет всю жизнь потратила на решение конфликтов на работе и в семье.
Автор вопроса: Лиля Возраст: 59

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Лиля. Действительно, ситуация непростая, искренне сочувствую Вам. Но давайте посмотрим, что можно сделать.
Конечно, обстоятельства, в которых Вы находитесь продолжительное время, не могли не повлиять на Вас. И сейчас, чтобы не усугубить своё состояние, образно говоря, возьмите «пульт управления» СВОИМ ВНИМАНИЕМ в СВОИ руки. Чтобы яснее понять как это сделать, обсудим примеры из Вашего письма. И сразу хочу дать короткое пояснение о позитивном мышлении: важно, чтобы оно было скорее РЕАЛИСТИЧНЫМ, с акцентом на позитивные моменты или хотя бы нейтральные. «Приторный позитив» будет слишком контрастировать с тем, что есть, хотя и может дать временный подъем, он будет «отскакивать», а иногда и раздражать.. Теперь к практике:
- «у меня сложные отношения с родителями и новой семьей сына».
«Да, меня сильно расстраивают сложные отношения.. Я очень хочу, чтобы они были между нами легче и приятнее. Тогда что я могу поменять, ЧТО зависит от меня? Может стоит о чем-то простом или важном сказать им вслух?.. Или что-то сделать, что заверит их в моем добром отношении?»
Если это уже пройдено и ничего не меняется, - ОСТАВЬТЕ затею угодить им. Вы не можете менять людей и их отношение против их воли, даже если это близкие люди. Важно напоминать себе о том, что ВЫ СДЕЛАЛИ ВСЕ, ЧТО ОТ ВАС ЗАВИСИТ, и по-прежнему, открыты для мирных отношений. И возможно, наступит время, когда к этому, будут готовы и они. Лиля, то есть Вы СОЗНАТЕЛЬНО ДЕЛАЕТЕ ВЫБОР НА ЧЕМ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ: на сложных отношениях ИЛИ на том, что Вы сделали все, что могли для улучшения отношений. Выбор (пульт) - в Ваших руках, и Вы сами МОЖЕТЕ менять «канал».
- «Недовольство членов семьи..»
«Мне действительно тяжело видеть и испытывать их недовольство. Но я буду с собой и с ними честна: я - не машина и при всем желании делать больше, я просто не могу. Может стоит сказать им, что рада бы помочь, но моя нагрузка сейчас, больше моих сил. И сейчас в приоритете - ВОССТАНОВИТЬ свои силы, чтобы совсем без них не остаться. Возможно, когда выйду на пенсию и восстановлюсь после работы, ситуация изменится. А может и нет. В любом случае, проявляя сейчас понимание и сочувствие к себе, я смогу качественнее проявлять это к близким и другим людям.
- «Неприятности на работе».
«Мне очень досадно, что помогая своим подопечным, я получаю в ответ сопротивление или претензии. Радует, что скоро пенсия. А пока, чтобы эмоционально не сгореть, я напомню себе, что вовсе не обязана развлекать других, даже если они этого ждут. Работа, физически тяжелая и я ее выполняю. Теперь я отказываюсь от всего, что вводит меня в состояние внутренней борьбы. И это будет для блага ВСЕХ. Если я эмоционально стабильнее, это передастся другим. И прежде чем помочь, я спрошу: чего вы хотите? Если мне это по силам, я помогу. Если нет, отвечу: к сожалению сейчас, это невозможно. Такой временный переход в эмоциональный «эконом-режим» работы, позволит мне НАЧАТЬ восстанавливать свои силы».
Замечайте Лиля, НА ЧЕМ ВЫ СОСРЕДОТОЧЕНЫ ПРЯМО СЕЙЧАС. Выберите «канал» самоподдержки. Не думайте пожалуйста, что это нескромно или Вы этого не заслуживаете. Вы много делали для других и продолжаете делать. Но теперь добавьте и самоподдержку: «я очень старалась как могла делать.. (перечислите что). Я - такая умничка.. Я ИСКРЕННЕ СОЧУВСТВУЮ СЕБЕ что вынуждена так тяжело работать (да, мы привыкли сочувствовать только другим, и никогда - себе). Я БЛАГОДАРНА СЕБЕ за выносливость, ответственность, желание помочь кому ещё сложнее.. это на самом деле ценные качества и я их в себе очень ценю. Теперь я проявлю ответственность по отношению к себе и своему состоянию/здоровью. Я буду планировать хотя бы короткие паузы для отдыха: может вздремну 10 минут, а может послушаю приятную музыку или посмотрю красивые фото или другое что-то придумаю. Желание помочь кому тяжело, теперь я проявлю к себе. Я заметила, что боюсь Альцгеймера.. на самом деле, этот страх обоснован, потому что никто не застрахован от болезней. Но желая помочь себе, на что мне стоит сейчас обратить внимание, чтобы укрепить свои «слабые места»? Что поменять в своих привычках, питании, занятиях, чтобы отсрочить, а может и вовсе предотвратить болезнь?
Лиля, правда в том, что невозможно подготовиться ко всему абсолютно. Но помочь себе снизить, (а не усиливать стресс), от обстоятельств, мы можем. Отчасти, вот таким мягким, положительным внутренним сопровождением, о котором Вы прочитали выше. Используйте в своей повседневной жизни «пульт управления» своим вниманием. Помните, то, на чем Вы СОСРЕДОТАЧИВАЕТЕСЬ - усиливается или умножается.
Искренне желаю Вам здоровья и благополучия!
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni, email: [email protected], Вайбер, воцап и другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина