В обществе чувствую себя неуверенно.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Где-то с 13 лет я чувствую себя неуверенно в общество людей. Сначала это был класс в котором я училась. Все одноклассники были очень злые по отношение ко мне. Вообще школа мне не нравилась, но очень странно, что я не поменяла школу и не жаловалась родителям, хотя они меня всегда ругали и не принимали мой открытый и любознательный характер. Мама меня избивала за, то что не так подмела ковер и за такие вещи начиная с где-то 9-ти лет. Очень больно мне было в такие моменты и я делала ей смерти. Хорошо училась, старалась, помогала по дому и за мелочи мама меня избивала. Мне сейчас 31 и я боюсь жутко агрессии других людей и не могу ответить им. Во мне бушует какой-то негатив и жгучая боль когда имею дела с тем, кто без дела меня оскорбляет или вообще агрессирует. Это мне мешает при устройстве на работу. Я боюсь, что я не смогу "выжить" в коллективе, что меня затаптывают. Вообще в мою сторону очень много агрессии со стороны других людей и это было с подросткового возраста. Все люди как будто не мое окружение и все негативят. Нет ни одной счастливой Семьи вокруг меня, но все мастера давать советы и учить меня. И я не могу найти ответа почему или для чего? Все кого я знала в качество близких предали. Я замужем и мы счастливы и позитивны, но вокруг творится какой-то хаос и все завидуют. Начиная с первого дня нашей свадьбы все прям приказывают, что смотри чтобы муж не изменил с той красоткой и так всегда. Меня сравнивали сначала с другими невестками, потом начали сравнивать моего ребенка с другими. Со мной не считаются, а я хочу чтобы со мной считались, но не понимаю как сделать так.
Все как будто имеют права меня учить и они умнее меня. Я всех изолировала и выбрала не общаться с людьми, кто не доброжелателен в сторону моей Семьи, но получается это плата за свободу? Одиночество? Другие ходят по гостям, а моя семья изолировала от социальной жизни, т.к. они причиняли эмоциональную и физическую боль. Подскажите как научиться не бояться защищать себя? И как быть с завистью окружающих?
Автор вопроса: Лара Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемая Лариса!
Хочу всячески поддержать Вас за смелость, которую Вы проявили при написании этого текста. Смелость в самораскрытии при работе с психологом / психотерапевтом – безусловно приближает к позитивным изменениям.
Предоставленная Вами информация позволяет (на уровне теории) предположить, чем вызваны Ваши жалобы и дать небольшие рекомендации.
Должен сказать, что теоретические знания о проблеме, как правило, ничего не меняют, а что бы изменения произошли их нужно проработать – т.е. пережить эмоционально свой жизненный опыт из которого, затем, самостоятельно произвести знания о себе и других людях. Пережить свой жизненный опыт может помочь психотерапия – индивидуальная или групповая (требуется активное и вовлеченное участие). Среди методов индивидуальной работы рекомендовал бы клиент-центрированную терапию (К. Роджерс); групповой терапии – клиент-центрированную группу, Т-группы, психодраму, группу встреч, гештальт-группу.
Теперь, попробую объяснить как вижу Вашу проблему.
1. Вы упомянули воспоминания, что Вас наказывала мама за то, что Вы не так выполняли работу (подметали ковер). Могу предположить, что Вы старались все делать правильно, но Вас все равно наказывали. Это особенность воспитания могла привести к таким последствиям : неуверенность в себе (я делаю, а у меня не получается), не уверенность в работе и своей компетентности (то что я делаю не правильно), низкая оценка своего труда (то, что я делаю ничего не стоит, так как моей работой никогда не восхищались раньше). При этом, возможно, что Ваша мама Вас любила – но просто была чрезвычайно усталой, переживала негативные эмоции связанные с жизненными обстоятельствами, находилась в депрессии (не могла проявить к Вам сочувствия).
2. Предполагаю, что из-за того что Вы не уверенны в себе (это качество связанно с низкой самооценкой) Вы можете всякие замечания и советы склонны воспринимать как угрозу Вашей самооценки (позитивному знанию о себе). Обычно, замечания – это неприятно, но замечания дают человеку знания о том, что не так в его работе и появляется возможность развиваться, совершенствовать себя. Нет человека который бы безболезненно воспринимал критику, но от критики не умирают. Кроме того, критика помогает совершенствоваться. То, что Вы слишком болезненно воспринимаете критику или даже какие-то простые замечания – скорее указывает на проблему уязвимости Вашего самоуважения, самоооценки.
Проверить это предположение поможет психодиагностика направленная на исследование самооценки. Например, можно использовать тест Рейзаса.
Также, могу Вам рекомендовать выполнять упражнения по аутогенной тренировки. Мне очень нравятся занятия по аутогенной тренировке записанные на youtube Андреем Ракицким. Вы можете найти занятия аутогенной тренировки записанные на youtube и на родном для Вас языке. Регулярное выполнение этих упражнений, во время прослушивания записей, могут позитивно повлиять на уверенность в себе.
3. Вы боитесь людей, которые проявляют «агрессию» и Вы упоминали про ощущение что вокруг Вас «злые» люди. Пришел к такому выводу так как Вы пишете, что «одноклассники были злые по отношению к Вам», что «в коллективе Вас затаптывают» и т.д. Хочу еще раз напомнить, что замечания – не следует расценивать как агрессию. Если Вы так переживаете советы и замечания, - скорее всего болезненно защищаете свое самоуважение. Мое убеждение в том, что люди изначально добрые. Большинство людей – добрые и замечания как правило даются из благих побуждений. Человеку необходимо знать, что он хороший и, по этому, большинство своих действий человек понимает как добрые. Вам тоже необходимо знать что Вы хорошая и, я предполагаю, что Вы подавляете в себе агрессивные эмоции и даже устраняете их из сознания. Помните, Вы писали о том, что Вас била мама и Вы на нее ужасно злились? Так вот, я предполагаю, что со временем Вы научились избегать в себе эмоций гнева. Могу предположить, что Вы (где-то глубоко внутри себя) можете думать приблизительно так: «Ведь человек который злится – плохой человек, а я – хороший человек, я не злюсь». Но, из-за того, что другие делаю Вам замечания (а как правило замечания злят) Вы свои эмоции злости приписываете другим людям. В психологии это называется защитным психологический механизмом проекция. Из-за этого Вы можете считать, что другие люди – плохие и плохо к Вам относятся.
Для того что бы проверить это предположение Вам можно пройти психологическую диагностику. Это можно сделать бесплатно найдя в поисковике тест Индекс жизненного стиля с автоматическим расчетом результатов. Если основной психологической защитой является проекция – то скорее Вы окружающим приписываете свои эмоции и потребности. Также могу Вам рекомендовать посмотреть фильм «Управление гневом» (2003 год). В этом фильме главный герой – мужчина, который был слишком нерешительный и застенчивый.
Еще, в качестве эксперимента могу предложить Вам посмотреть какой-нибудь фильм про войну и после просмотра (спустя несколько часов) – обратить внимание на свое психологическое состояние. Подавленные эмоции могут проявится во время просмотра фильма, во время сопереживания его герою или героям. За счет такого сопереживания, можно почувствовать временное облегчение. Попробуйте с фильма «Битва за Севастополь».
Надеюсь, что смог Вам помочь.
С уважением, Плескач Богдан.