Жизнь утратила краски, подумываю о суициде.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Павел, мне 23 года. Учусь в пединституте (магистратура). Уже несколько лет я стал замечать за собой, что меня перестала интересовать жизнь. Также я понял, что могу чувствовать своего рода радость только тогда..., когда мне ничего не нужно делать. Когда я не обременен различными обязанностями. (Но ведь это утопия). Осознав это, мне стало так мерзко...В школе я учился очень хорошо, институт (бакалавриат) закончил с красным дипломом. Никогда не считал себя бездельником, даже наоборот, всегда выполнял все задания. Хотя толку то, все равно ничему толком не научился. А теперь... я потерял интерес вообще ко всему, я ничем не хочу заниматься. Через год меня призовут в армию. Ничего не умеющего слабака и бездельника там ждет участь не из приятных, что лишь добавляет неприятностей. Бесконечная апатия и отсутствие радости в жизни заставили меня задумываться о суициде...И я начал готовиться к нему, но никак не могу сделать последний шаг...у меня есть бабушка и мама, которым я очень благодарен за все, что они для меня делали.
Очень долго я нахожусь в состоянии, что «вот завтра я точно убью себя» и все никак. Были еще мысли просто бросить учебу, дом и пойти в психбольницу, лечь туда...надолго.
Прошу помощи...я не знаю, что мне делать. Рационально мыслить я уже давно разучился (а может и никогда и не умел), но это не мешает мне понимать, что суицид - это не выход. А испорченный мозг каждый день, каждую ночь шепчет мне о том, что лишь смерть даст мне душевный покой.
У меня нет друзей, нет девушки. Нет людей, которым я могу открыто рассказать о своих проблемах.
Автор вопроса: Евгений Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Павел (Евгений?)!
Поиск смысла жизни –один из экзистенциальных вопросов человечества. И чем шире круг открывающихся возможностей, чем шире поле для выбора себя, чем с большим количеством желаний приходится сталкиваться, тем сложнее определиться с решением. А еще бывает так, что и возможностей не разглядеть с первого взгляда, да и с желаниями разобраться бывает сложно – твои они или навеяны окружением.
Человеку мыслящему всегда приходится сталкиваться с вопросом самоопределения так или иначе. И от того, насколько ему хватит смелости жить в минуты накатившего отчаяния, насколько он сможет принять свое несовершенство и свою не идеальность, во многом зависит то, насколько ему удастся приблизиться к ответу.
Апатия спутник очень многих проблем с определением личности. Иногда она лишь вестник того, что цели, к которым человек стремиться ложные или являются выбором самого человека. Иногда – система обесценивания, которая «привита» ему окружением, а иногда просто показатель отсутствия ресурсов для продолжения движения. В каждом из подобных случаев будут свои рекомендации к действию. Но для каждого верно и то, что человеку пришло время лучше узнать себя, познакомиться со своими желаниями, как декларируемыми, так и скрытыми, примириться с возможностями и способностями, которыми он обладает.
Сложнее всего при столкновении с подобной реальностью своей жизни приходится тем, кто привык контролировать свою жизнь, сверять ее с требованиями, которые к нему предъявляют близкие или значимое окружение. Синдром отличника – одно из названий для подобного явления. Это когда на вопрос «Лучше быть лучшим или самим собой?» человек выбирает первое. В своем стремлении быть хорошим и послушным для своего окружения он всего лишь ищет любовь близких и признание за ним этого права – быть любимым, принимаемым со всеми своими особенностями. Но, в большинстве своем, эта необъявленная «гонка за лидером» приводит лишь к тому, что человек перестает слышать себя и свои потребности, особенно, если они отличаются от того, что от него ожидают. Со временем чужие приоритеты стают важнее собственных, чужие цели желаннее своих, а усилия, которые при этом приходится затрачивать на их достижение чрезмерными, истощающими ресурсы организма.
Понять, что движешься за химерами иногда очень сложно. Вот Вас «накрыло» уже в институте, а некоторые не могут признать свое несогласие с тем, что приходится двигаться не в ту сторону очень долго. Ведь с каждым годом сделать это становится все страшнее – жалко потраченного времени, стыдно не достигнуть определенных результатов, больно от разочарования в себе как самим собой, так и близкими людьми.
Но если другие со своими ожиданиями пусть разбираются самостоятельно, то Вам перед собой придется нести ответ за это самостоятельно. А вот тут ни стыд, ни жалость к себе не будут конструктивными чувствами. Признать свои ошибки и работать над ними Вы можете самостоятельно и очень даже эффективно. Если решитесь, наберетесь смелости и желания.
Кстати о возможности поговорить об этом. Очень хорошо это возможно сделать с личным психологом на встречах. Ведь там Вы сможете открыто проговорить все, что Вас пугает, волнует, интересует, а главное, там Вы сможете услышать не только его мнение, но и себя. Ведь иногда очень важно сказать об этом вслух, чтобы слова обрели тот вес, которого иногда не хватает мыслям.
Вы не одиноки. Вы ищите себя и на этом пути у Вас могут быть очень необходимые и мудрые попутчики. Главное, не оставаться в одиночестве с проблемами, которые не получается преодолеть самому. Научитесь обращаться и принимать помощь от других. Это полезно, иногда необходимо, и абсолютно приемлемо в условиях нашего так быстро меняющегося мира. Осмотритесь. Возможно, те, кто протянет Вам руку помощи, совсем недалеко от Вас. Одиночество хорошо, когда оно приносит успокоение мятущейся душе. Когда оно нашептывает о капитуляции, оно скорее враг ее, чем друг.
С уважением, Елена Гладкова