Я не понимаю себя, ориентируюсь на других людей.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи. Я не понимаю себя. При принятии решений ориентируюсь на других людей, думаю как бы поступил тот человек, и стараюсь поступать также. Это не всегда мои друзья. Просто увидев человека, понимаю, что мне нравиться то, как он себя ведет, при этом я сама так начинаю себя вести. Или стараться. Я не принимаю какая я на самом деле. Как будто во мне сидит да человека один из них говорит сделать так, а другой так. Но одна из мыслей же приходит раньше, но размышляя, приходит вторая. И какая из этих мыслей моя, по которой мне пойти.
Я - это первая мысль. Или Я - это когда я уже все обдумала. У меня есть кумир, он исполнитель. И при этом на всяких интервью он выказывает свое мнение и какую бы он хотел девушки. И иногда мне кажется, что веду себя так, чтобы подходить под этот идеал. Или это на самом деле я. Или это простое желание подходить ему. И когда я иду по улице, разговаривая с подругами, замечаю за собой такую тенденцию, что пытаюсь обратить внимание противоположного пола, но это нормально, наверно для моего возраста, но при этом я не показываю себя, а того человека, кто мог бы им точно понравиться. Вот такая проблема. Это очень долго гложет меня. Что мне делать? Спасибо.
Автор вопроса: Даша Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Даша, добрый день!
Вы затронули один из самых животрепещущих вопросов, который будоражит умы людей разного возраста во все времена. Поиск ответа на вопрос «кто я?» зачастую становится смыслом всей жизни человека. Все величайшие открытия человеческой цивилизации делались ради того, чтобы понять границы своих возможностей, чтобы попробовать сделать нечто, что никто до этого не смел и помыслить.
Даша, Вы очень счастливый человек, ведь перед Вами открыты сейчас многие пути, Вы только начинаете жить, а потому можете развить в себе разные стороны своей личности, буквально выбрать свою судьбу.
Есть в психологии такое понятие - «импринтинг», - которое является важным механизмом нервно-психического развития живых существ. Импринтинг - это запечатление в сознании внешних образов, впечатлений, поведения, которые превращаются затем в поведенческую программу самого человека, например, т.е., по сути, это следование за другим, копирование, подражание.
Наиболее ярко импринтинг проявляется после рождения в раннем возрасте, но считается, что аналогичное усвоение образов, сценариев поведения происходит снова и снова на каждом кризисном этапе жизни, да и на протяжении всей жизни человека, т.к. импринтинг связан с социальной адаптацией и выживанием в стрессовых условиях.
Вам, Даша, 18 лет, а это и есть очередной Ваш кризисный возраст – кризис становления, юношеский кризис. Вы уже вышли из периода детства, но пока ещё не стали зрелым человеком. Ведь просто взять и проснуться взрослым человеком в день 18-летия невозможно, это длительный процесс, который может занимать около 5 лет. И сейчас Вы постепенно расстаётесь с некоторыми прошлыми стереотипами, образами, представлениями, которые больше не работают на новом возрастном этапе.
Вместо отживших своё старых стереотипов, образа мыслей, поведения, установок, привычек, должны будут появиться новые, соответствующие новым задачам этого возрастного этапа Вашей жизни. И Вы сейчас стоите перед выбором, кого копировать, на кого ориентироваться, т.к. плохо понимаете, какая Вы на самом деле.
Такое случается практически со всеми, просто проявляется в большей или меньшей степени. Это ответственный период, когда вчерашний школьник должен сделать выбор будущего места учёбы, профессии, принять себя в роли взрослого человека, который может уже сам создавать партнёрские отношения, семью. Это время развития новой личности, формирования жизненного стиля, идеологии, мировоззрения, когда человек впервые так открыто заявляет о себе обществу.
В это время многие перестают общаться с прежними компаниями, бросают свои старые увлечения, разочаровываются в том, что имело раньше большое значение. Важно, что бы приобреталось достойное новое, чтобы происходило развитие, а не откат назад. И в такие периоды особую важность приобретают те образы, на которые Вы хотите ориентироваться, на кого Вы хотите быть похожей.
В поиске себя люди словно примеряют на себя разные роли. Конечно, сразу хочется начать с подражания новому идеалу, но нужно понимать, что Вы видите просто красивую картинку, а не реального человека, скорее всего, поэтому нужно очень ответственно отнестись к выбору ориентира, т.к. зачастую именно те идеалы, которые Вы приобретёте сейчас, сформируют Ваш внутренний нравственный стержень, останутся с Вами надолго как Ваш индивидуальный стиль.
Даша, приглядитесь к тем, кто Вас окружает. Есть ли рядом люди, которые вызывают Ваше уважение? Этот образ Вам нужен не для того, что бы тут же начать его копировать, а для того, чтобы понять, что именно в человеке Вас привлекает, что вызывает интерес, уважение. Постарайтесь выписать те качества, которые Вы цените в других. А теперь так же проанализируйте качества, которые вызывают у Вас отвращение, любые негативные эмоции.
Составьте нечто вроде сравнительной таблицы. Она поможет Вам немного лучше понять себя. Может быть Вам поможет дневник, в котором Вы будете вести записи о том, что на Вас произвело впечатление в повседневной жизни, в общении, в просмотренном фильме, общественном событии.
Каждое качество, которое Вы признаёте или не признаёте в другом, отражается в Вас, прежде всего. Перечитывая эти свои записи, постепенно между строк Вы увидите набросок портрета личности, которая находится внутри Вас, Ваше отражение.
Если Вы будете изображать из себя другого пусть даже очень хорошего, на первый взгляд, человека, то рано или поздно это приведёт к тому, что Ваша реальная сущность взбунтуется из-за этого насилия над ней.
Проживать жизнь другого человека - неблагодарное занятие, которое всё только испортит, превратится в пустую трату времени, бесконечный стресс и неудовлетворённость собой. Рано или поздно придётся рвать сформировавшиеся отношения с людьми по живому, тогда все, кто привыкли видеть Вас в том «деланном» идеализированном образе, будут шокированы. Не потому, что им не понравится Ваше истинное лицо, а потому, что получится, что Вы притворялись, обманывали себя и других, не доверяли им. Ради чего такие жертвы и риски?
Ваше истинное лицо, настоящая суть Вашей личности, пусть даже с некоторыми недостатками характера, может быть в тысячу раз лучше, интереснее, притягательнее, чем любая искусственная нежизнеспособная «глянцевая маска». Нужно просто постепенно открывать себя себе, узнавать, какая Вы на самом деле, принимать себя.
На сегодняшний день существует масса возможностей попробовать сократить по времени путь поиска себя с помощью различных диагностических методик. Можно начать с психодиагностики. Сейчас много личностных тестов, которые Вы можете найти самостоятельно в открытом доступе в интернете, в книжном магазине.
Чтобы результаты пройденных Вами тестов не превратились в набор непонятных слов, от которых Вы ещё больше запутаетесь, Вам может понадобиться помощь профессионального психолога. Есть платные услуги и бесплатные службы психологической помощи, где занимаются разными вопросами, проблемами личностного и профессионального самоопределения, в том числе.
На собственном опыте знаю, что в таких вопросах хорошо ориентирует во всех сферах жизни сразу консультация у астропсихолога – профессионального психолога, который в работе может дополнительно использовать разнообразные неклассические инструменты анализа личности.
Даша, изучайте себя, у Вас есть для этого масса возможностей, открывайте себя, создавайте себя как новую прекрасную Вселенную, перед Вами весь мир!
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (сообщение на Вотсап +79255250023, на электронную почту [email protected])