Эмоциональная неустойчивость на фоне проблем со здоровьем.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Прошу у Вас помощи.
Мне всего 19 лет, скоро исполнится 20. Недавно выяснилось, что у меня артроз обоих коленных суставов и для меня это стало ударом. Я не могла поверить, что в таком молодом возрасте при несильных физических нагрузках ставят такой диагноз. С тех у меня пропал аппетит, началась тахикардия, я постоянно накручиваю себя и боюсь, что истинная причина этого недуга не найдена,а значит такая же проблема может начаться в другом суставе.
И на учебе тоже начались проблемы, много задают, много спрашивают. Из-за внутренних переживаний совсем не вникаю в материал, мои мысли в любом месте, но не на занятии..
Сил нет ни на что, руки опустились, настроение на нуле.
Мне страшно, что этими переживаниями я делаю себе только хуже , но никак не могу это остановить, прошлые радости жизни не приносят удовлетворения.
Я боюсь, что могу стать обузой для родителей и не смогу прожить полноценную жизнь в будущем. Вроде и врачи обнадеживают, что это вылечится, но меня это не успокаивает.
Как можно выйти из такого состояния и начать верить в лучшее? Как повернуть свое мышление в сторону позитивных мыслей? Как перестать загоняться насчëт всего? Помогите пожалуйста, я в отчаянии..
Автор вопроса: Дина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Дина!
Сочувствую, что в таком молодом возрасте, когда, казалось бы, нужно только легко порхать по жизни, едва касаясь земли, Вам уже пришлось испытать такие физические страдания, боли! Вы совершенно правы, что обычно болезни суставов в молодом возрасте редкость. Чаще всего они ассоциируются с гораздо более зрелым возрастом. Поэтому Вас и смущает, и пугает то, что с Вами произошло.
Если Вам, судя по письму, уже поставлен диагноз «артроз», логично предположить, что Вы уже обращались к специалисту, проходили исследования, Вам назначено лечение. Однако Вы не очень доверяете тому, что лечение полностью избавит Вас от дискомфорта, от болезни, у Вас появились страхи.
Дина, и то, что Вы сомневаетесь в успешности лечения, и то, что у Вас в таком раннем возрасте возникло такое заболевание, наводит на мысль, что здесь действительно есть, помимо физиологических причин, ещё и психологические.
Как Вы понимаете, физиологическими причинами должны заниматься исключительно врачи, психологическими причинами лучше владеют психологи, и в самом оптимальном варианте лечения нужно отдавать предпочтение не кому-то одному, а обращаться и к врачам (терапевтам, инфекционистам, эндокринологам, ревматологам, травматологам-ортопедам, хирургам и т.д.), и к психологам.
Давайте разберём всё по порядку.
С точки зрения физиологических причин, в основе возникновения любого заболевания (и артроза, в том числе) лежат наследственность или приобретённость. По наследству передаётся предрасположенность организма к заболеваниям, врождённая слабость органов, их аномальное функционирование, передающиеся по роду.
Сразу задаю Вам, Дина, вопрос про наследственность: есть ли у Вас родственники, страдающие аналогичными проблемами с суставами? Если да, то проанализируйте и выпишите в какой-нибудь блокнот, в тетрадь информацию (она Вам потом понадобится для консультации со специалистом): в каком возрасте у них появлялись признаки болезни, по какой линии болезнь проходит, есть ли схожие черты характера у тех, кто болеет, обстоятельства жизни, чем болезнь лечится и т.д.
Теперь следующий вопрос - про приобретённость болезни. Это когда человек, например, получил травму, переболел какой-то инфекцией, в результате чего у него развилось осложнение. Было ли в Вашей жизни нечто подобное? Падали ли на колени, повреждали ли связки ног, занимались ли тяжёлыми физическими нагрузками, спортом, болели ли вирусными заболеваниями, были ли у Вас инфекции, после которых через некоторое время появился артроз? Если да, то выпишите время, когда это с Вами произошло, с чего началась болезнь, от чего состояние суставов ухудшается, что облегчает самочувствие и т.д.
Ну и теперь мы подошли к психологическим вопросам, которые тоже нужно рассмотреть. Считается, что болезнь на физиологическом уровне появляется, когда на психологическом уровне нормальные функции организма уже деформировались, а на энергетическом уровне ресурсы иссякли.
Вы наверняка слышали такое слово - «психосоматика». Это направление в психологии, которое занимается изучением влияния психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний, т.е. болезней физического тела.
На сегодняшний день есть множество классификаций психосоматических заболеваний разных авторов, которые занимаются исследованием психологических предпосылок возникновения разных болезней. Я не стану вставать на сторону кого-то одного из них - каждый заслуживает уважения - давайте вместе попробуем порассуждать в психосоматическом ключе о том, что такое болезнь коленей с точки зрения человеческой психики. По такому же принципу Вы можете рассуждать о любой из болезней.
Дина, что такое колено? Для чего оно в принципе создано природой? Для чего оно нужно конкретно человеку, Вам? Чтобы это лучше понять, представим, что будет, если у человека не было бы коленей, как он будет двигаться, как изменится его жизнь? Представили?
Тогда становится очевидным, что без коленей человек, в общем, сможет ходить, но в большей степени очень медленно, в основном по прямой и большим трудом. Колени позволяют человеку быстро двигаться по пересечённой местности, перемещаться вверх и вниз по ступеням, преодолевать препятствия, приседать (быстро уменьшаться в росте), вставать (быстро увеличиваться), садиться на предметы (опираться на других), опираться на согнутую ногу, вставать на колени (опираться на себя, своё видоизменённое тело), а также многое другое.
Болезнь суставов лишает человека этих возможностей. Давайте задумаемся о символизме этой болезни. Я буду задавать вопросы, а Вы, Дина, записывайте ответы в свой блокнот. Потом проанализируете ответы, возможно, они дадут Вам подсказку о Вашей болезни.
Куда Вы не хотите идти? По чьим стопам? Или Вы наоборот идёте в каком-то направлении, упрямо не желая сделать даже шаг в сторону, пусть даже это направление не даст Вам ничего выдающегося? Каких резких изменений Вы боитесь? Вы согласны, что принять помощь от другого обозначает оказаться в долгу, в своеобразном рабстве у этого человека? Вы допускаете, что согласиться с мнением другого человека, уступить другому обозначает унизиться перед ним, «прогнуться» под него? Вы считаете, что Вас постоянно унижали, не считались с Вами? Собственное достоинство – болезненная тема для Вас? Вы согласны, что достойный человек должен быть непреклонным в своих принципах?
Существует и ещё одно важное направление для анализа, мимо которого не пройти, - род. «Поколение», «до седьмого колена» - эти слова тоже оказались связаны с коленями!
Колено связано с вращением, восхождением и снисхождением, гибкой и прочной взаимосвязью между фундаментальными (негнущимися) элементами. Поэтому нужно будет разобраться и в том, каковы Ваши отношения с родственниками, родителями. Насколько они гибкие? Принимаете ли Вы родственников, хорошо ли их знаете? Что в Вашем роду было предметом гордости?
Дина, тот стресс, о котором Вы пишете, не добавит Вам здоровья. То, что Вы себя накручиваете, лишь провоцирует дополнительную выработку гормонов, вредных веществ, которые разъедают организм и колени, в том числе.
Как известно, вывести из организма гормоны стресса можно двумя основными путями: слезами и потом. Слёзы могут вывести стресс, если Вы проработаете свои невысказанные обиды, страхи, загнанные и зажатые в теле эмоции, завышенные требования к себе и другим.
Пот выведет стресс, если Вы будете физически двигаться (ведь от страха тело должно убегать, а оно не убегает – голова не даёт, командует коленям "ни с места, ни шагу назад!"). Но с больными суставами движения должны быть очень специфическими. Никаких ударных нагрузок, изнуряющих тренировок! Больные суставы это не про наращивание мышечной массы, а про надёжную гибкость, эластичность связок, которые ПОЗВОЛЯЮТ ВАМ ГНУТЬСЯ, НЕ ЛОМАЯСЬ. Вдумайтесь в прямое и переносное значение этой фразы!
Есть много заболеваний, которые сопровождаются проблемами с суставами. Разобраться в этом вопросе может только квалифицированный врач после тщательного медицинского обследования. Если Вы сомневаетесь в одном враче, у Вас всегда есть возможность обратиться к другому. А среди психологов рекомендовала бы Вам выбирать телесно ориентированных специалистов.
Дина, желаю Вам здоровья! Помните, что все трудности, неприятности, болезни даются человеку, чтобы он приобрёл опыт, окреп, стал мудрее и понял что-то важное о мире и о себе.
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (сообщение на Вотсап +79255250023, на электронную почту [email protected])