Мне кажется, что я хуже других. Как избавиться от неуверенности?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня с детства есть одна проблема. Я нервничаю слишком часто. К примеру, я могу общаться со всеми в компании друзей, но когда их 2 или больше,т.е все собираются вместе, мне жутко некомфортно, мне кажется что я хуже других и т.д. Я не могу раскрыться когда они вместе, я всегда молчу если мы не вдвоем, отвечаю на вопросы коротко, и мне тревожно говорить хоть что-либо. Либо, я могу выучить что-либо, но когда я стою перед всеми я испытываю ужас и панику, даже если я знаю этих людей больше 12-13 лет. Я забываю все, что учила либо заикаюсь. Мне очень страшно и сердце колышется. А вот когда танцую на сцене или со всеми, я уверенна в себе и делаю это без паники.
Я не могу раскрыться полностью даже лучшей подруге, не то,чтобы не доверяла, мне страшно, будто если она узнает мой недостаток или если ей откажу что-либо сделать она перестанет со мной дружить, друзей много, но думаю, как раз таки, из-за того или благодаря тому, что я никогда не отказываю в чем либо и не ругаюсь ни с кем, даже если меня оскорбляют,я улыбаюсь, но потом в одиночестве плачу, потому что не хочу показывать свои эмоции.
Думаю, что с одной стороны на меня повлияло очень строгое воспитание родителей, то, что они не всегда поддерживают меня. С детства меня били, чем только можно было, потому что я «старшая». Я их не ненавижу, но мы часто ругаемся, я могу сказать свое мнение только родителям, даже если меня ударят, а чужим ни слова не скажу, соглашусь и буду делать что они попросили, не знаю в чем моя проблема.
Прошу вас помочь разобраться с моей проблемой.
Автор вопроса: Nina Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Ракитская Марина Николаевна.
Здравствуйте, Nina.
Я дам вам обратную связь через комментирование ваших слов. На все вопросы отвечайте письменно.
«К примеру, я могу общаться со всеми в компании друзей, но когда их 2 или больше,т.е все собираются вместе, мне жутко некомфортно, мне кажется что я хуже других и т.д.»
Почему это происходит?
В этом предложении ключевое слово «кажется». Вы ничем не хуже других. Еще я заметила такую закономерность, что у вас возникает сложность, когда друзей больше двух.
С чем это связано? Возможно, вы собираете совокупность их качеств, которые вам очень импонируют, и думаете в тот момент о них. Я не могу знать точно, это лишь моя фантазия. Как это про вас?
«А вот когда танцую на сцене или со всеми, я уверенна в себе и делаю это без паники.»
Почему так происходит?
Сравните свои чувства, когда вы общаетесь и когда вы танцуете вместе. В чем разница?
Особое внимание обратите на те чувства и эмоции, когда вы танцуете с друзьями. Попытайтесь в дальнейшем проецировать их на общение с ними.
«Я не могу раскрыться полностью даже лучшей подруге, не то,чтобы не доверяла, мне страшно, будто если она узнает мой недостаток или если ей откажу что-либо сделать она перестанет со мной дружить…»
Мне кажется, что ваш основной вопрос в осознаний своего недостатка и в ужасе от его осознания.
У каждого человека есть какая-то ОСОБЕННОСТЬ. Я вообще не люблю слово недостаток. Нужно себя любить и принимать со всеми своими особенностями.
Напишите рассказ о себе, описывая свои особенности. (Задание)
«…друзей много, но думаю, как раз таки, из-за того или благодаря тому, что я никогда не отказываю в чем либо и не ругаюсь ни с кем, даже если меня оскорбляют,я улыбаюсь, но потом в одиночестве плачу, потому что не хочу показывать свои эмоции.»
А если попробовать отказать, что произойдет?
Здесь больше идет вопрос границ. Нужно показывать все свои эмоции, поскольку другие люди тоже их чувствуют. Если оскорбляют – нарушают ваши границы, и вы испытываете злость. Злость – означает, что ваши границы нарушать нельзя. Если вы этого не делаете, то позволяете другим с вами вот так обходиться.
«С детства меня били, чем только можно было, потому что я «старшая».»
Вот здесь вы описываете, когда вы впервые столкнулись с тем, что ваши границы нарушили, но радует то, что в данный момент вы пытаетесь в общении с родителями их защитить.
Работаю с такими запросами.
Связаться со мной для дополнительной консультации можно через почту [email protected] или skype (указан в профиле).
Желаю удачи!
С уважением, Марина.