Как вырваться из неблагополучного круга и начать новую жизнь?

Вопрос психологу:
Мне 41 год. Примерно 7 лет у моей мамы сильнейшая старческая деменция в агрессивной форме. Обстановка — ад. Есть плохая наследственность по материнской линии: бабушка и тётя после 65 лет страдали психическим расстройством. У меня с 23 лет ожирение II ст., бесплодие, детей нет и уже не будет. Несколько лет назад мне диагностировали рак II стадии, прошла тяжелое лечение и операцию. В связи с этим потеряла работу. 2 года являюсь безработной.
Я замужем 11 лет, после замужества переехала из родного и любимого мегаполиса в очень маленький городок к мужу, где у него хорошая работа в узкой области. Городок так и остался для меня чужим, я чувствую себя здесь плохо, некомфортно, он меня угнетает. За 11 лет у меня здесь не получилось завести друзей или приобрести хотя бы какой-то круг знакомых. Выйти, кроме леса, некуда.
Своего жилья у меня нет, до замужества я долгие годы жила в коммуналке, доставшейся от бабушки. (Впоследствии родители продали эту комнату). В коммуналке был сосед — хронический алкоголик, судимый, очень страшный человек. До сих пор очень часто мне снится по ночам эта жуткая коммуналка, просыпаюсь в ужасе. Сейчас живу в квартире, принадлежащей мужу и его матери. Накоплений у меня никаких нет, дохода никакого нет, потому что не работаю. Состояние здоровья пока не очень хорошее для того, чтобы работать. И работы для меня в этом маленьком городке нет. Знакомств, связей тоже нет. Я по натуре не цепкий и не хваткий человек: найти, зацепиться, раскрутиться — это не про меня. Мне очень трудно найти работу, тем более в чужом городе, без связей и с серьёзными проблемами со здоровьем.
Муж постоянно пропадает на работе, я его почти не вижу. Всё время нахожусь дома одна. Всё моё общение — это врачи и продавцы в магазине. Муж вообще очень мало уделяет мне внимания, даже в выходные дни уезжает на огород, в гараж или помогать своей пожилой маме. Денег мне почти не даёт. Очень редко даёт на какие-то мои нужды и только если очень попрошу. Продукты в дом покупает сам каждый вечер после работы — ровно столько, сколько нужно на ужин и завтра на завтрак. О жизни со мной говорит крайне мало, всегда предпочитает отмалчиваться даже при прямом вопросе.
Мне кажется, я попала в какой-то жёсткий круг негативных обстоятельств. Не слишком ли много бед для одного человека? Кроме серьёзных болезней, лишнего веса, я чувствую одиночество, эмоциональный застой и абсолютную нереализованность. В моей жизни ничего не происходит. Мне очень хочется вырваться из круга этих бед и начать нормальную новую жизнь. Уже очень долгое время не могу понять, как это сделать. И желание-то есть, а ресурсов (средств, денег) для совершения перемен нет. Совсем. И недееспособная мама ещё висит тяжким грузом. Я в растерянности. Как вырваться из этого круга? И что начинать?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, уважаемая Ольга.
Спрашиваете: "что начинать?"
Начинать терять интерес к несчастьям.
Перечитайте Ваше письмо. Посмотрите, насколько Вы привыкли видеть некомфорт, некрасоту, нездоровье. Это стало привычным и нормальным для Вас акцентировать свое внимание на трудном? Сделайте усилие в следующий раз заметить 7 хороших, комфортных, красивых моментов, сразу же, как подумаете о чем-то негативном в Вашей жизни.
Мозг человека устроен так, что негативное легче замечать, потому что защитная функция психики является одной из самых значимых и срабатывает первой. Но положительное не так бросается в глаза, поскольку от него нет угрозы и не нужно защищаться, убегать, спасаться.
Всё перечисленное Вами действительно серьезно, ни в коем случае не уменьшаю глобальность Вашей ситуации. Только вот если Вы сами усиливаете её акцентированием внимания, ситуация начинает давить ещё больше.
Хотя и у большого давления так же есть свои преимущества, насколько странно это бы не звучало.
Слышу и вашу усталость, и загнанность, и истощенность. И всё же очень важно то, что происходит внутри Вас именно сейчас, поскольку эта усталость и загнанность, с одной стороны, может Вас по-настоящему надломить, поскольку моральные ресурсы человека не бесконечны.
А с другой стороны, в прямом смысле слова - взорвать пониманием о том, сколько же можно оставаться в этом подавленном состоянии? сколько можно не жить эту удивительную, изобильную, фантастическую жизнь? что Вам доступно даже при всех давящих и угнетающих обстоятельствах!? если жизнь устроила для Вас всё именно таким образом, какие подарки она спрятала для Вас за такими масштабными трудностями?
Произойдёт ли это понимание, выводящее Вас на новый уровень жизни - не известно... Но возможно. И именно тогда, когда у человека осталось 1-2% надежды, сил и возможностей. Поскольку в этом суперистощенном состоянии человек точно не может продолжать двигаться не туда, расходовать оставшийся драгоценный ресурс еще хоть на что-то.
Конечно, при всем количестве моментов, что Вы описали, необходима полноценная очная работа с психологом на консультациях. Поскольку одна только тема с лишним весом уже говорит о непрожитой Вами боли и об отсутствии ресурса встречаться с той болью и выходить из неё. А помимо веса и тема психического здоровья женщин в Вашем роду, и отношения с мужем, и так же в целом отказ жить (глядя на то,насколько серьезный диагноз, который у Вас был) - всё это действительно нуждается в бережной, но очень глубокой работе со специалистом.
Решитесь ли на психологические консультации - не знаю. Тут важно Вам самой осознать потребность. Возможно, тогда и муж согласится оплатить Вам консультации.
Из того, что можете сделать сейчас самостоятельно и в самое ближайшее время:
1) начать говорить одно важное слово каждый день: "Благодарю". За новый день, за шанс, за то, что муж (хоть и на большой дистанции) но продолжает быть с Вами, за воздух, которым Вы дышите, за воду, которую пьёте... можно найти еще большое количество вариантов подарить благодарность этому миру, поскольку благодарность - это великолепная возможность повысить свои личные вибрации. Думаю, Вы осознаёте, насколько тяжелыми вибрациями обладают состояние угнетения, отчаяния, грусти...
2) как я уже сказала в начале письма, начать искать то, что у Вас в порядке, здорово, комфортно - даже если это лишь мизинец левой ноги. Каждый раз, находя положительное и комфортное в Вашей жизни, Вы будете получать новую и новую опору внутри себя, на саму себя, что по-настоящему драгоценно и даст много ресурсов.
3) очень важно посмотреть глубже в тему женского психического здоровья Вашего рода и увидеть в психических заболеваниях не только трудности и обременение лично для Вас. Во всей этой ситуации есть информация о том, что происходит с Вашим родом. И это серьезно, поскольку Ваш род, имея такие серьезные заболевания вырождается. Словно дерево, у которого очень сильно повреждены корни. При этом, насколько бы ни было серьезно это осознание, посмотрите, что Вы можете сделать для Вашего рода, как его укрепить, как не дать прекратиться. Тут помогут абсолютно все действия, которые Вам под силу сегодня: например, если есть возможность начать составлять генеалогическое древо, найдя максимум информации, что получится найти - по фотографиям, воспоминаниям еще других родственников, сделайте это, обращая внимание на то, с кого, когда начались психические заболевания, почему это произошло, остались ли непрощенные умершие родные, неотмоленные (если верите в Бога), неотпущенные и если найдете в себе силы помолиться за них, отпустить, попросить прощения, сделайте это сейчас, пока Вы можете это успеть сделать. Обратите внимание также и на здоровых родственников, увидьте соки, которые текут в древе Вашего рода через успешных, здоровых, счастливых родных, пусть даже и неблизких и благославляйте их, веря в продолжение Вашего рода.
Любые благие дела, которые Вы сможете успеть совершить сами, также поддержать Ваш род и усилят его (тут уже посмотрите сами, что для Вас реально сделать положительного для тех, у кого совсем нет пищи, крова, хотя это могут быть и не только люди, но и животные, растения, которые также могут нуждаться в заботе).
И так же важно обратить внимание на мужа не только как на того, от кого можно много или мало получать - обратить внимание на то, что Ваш род и его род объединились в один род и уже то, что возможно,в его роду больше здоровых родных, благополучных историй, это поддерживает Ваш род и на самом деле муж даёт Вам очень много, поскольку в Вашем угнетенном состоянии и ему трудно и может быть недостаточно поддержки, питания, вдохновения. Да, он приносит в семью деньги и, может быть не много дает их Вам, но для мужчины крайне важна любящая его жена, вдохновляющая его, поддерживающая его. Мужчины при всей их большей материальной самодостаточности очень нуждаются в женской ласке, нежности, тепле. Получается ли у Вас давать их ему? Возможно, стоит попробовать говорить с ним не только о жизни, а о том, как он вобще? в порядке ли он? что происходит с ним.
Возможно, он снова не ответит, поскольку уже привык закрываться. Попробуйте показать, что Вы видите в нем не только того, кто дает, дает, дает... Того, от кого Вы зависите, на кого сердитесь... Покажите, что он интересен Вам как человек...
4) Еще один момент, который может вызвать и сопротивление и даже шок - Ваша мама, рядом с которой для Вас очень трудно находиться рядом. Абослютно точно то, что Вы описали о давящей атмосфере рядом с психически нездоровым человеком. Из Вашего письма я не совсем поняла, живет ли Ваша мама вместе с Вами и мужем. Если да, то есть смысл подумать о специальном учреждении, в котором о ней будут заботиться профессионалы. Конечно, это огромный вопрос личного плана и только Вы можете решиться на него или нет. И так же тут будет важно, готов ли муж оплачивать там нахождение Вашей мамы, но это действительно важный вопрос. Поскольку как бы ни была важна социальная роль дочери, ответственности и даже бренности бытия, важно осознавать, что один психически нездоровый человек продуцирует вокруг себя 5-6 других психически нездоровых людей. Чаще всего это как раз близкие родные, которые вынуждены ухаживать за ним. Осознайте, готовы ли Вы ухаживать за мамой дальше и остаться сама в здравом уме, либо Вам нужна помощь профессионального учреждения, которое поможет Вам самой остаться в порядке.