Чувство вины за прошлое. Как поднять себе самооценку?

Вопрос психологу:
Здравствуйте,
Мне 27 лет и мне всю жизнь не дают покоя чувства вины и стыда за совершенные в прошлом поступки . Много очень глупых вещей говорила в обществе , много друзей потеряла , просто потому что на ровном месте прервала общение. Большой минус мой - очень много врала и возлагала на себя много обязанностей , чтобы понравиться другим . В итоге , раскрывалась правда , а обещания не могла сдержать из- за того, что на самом деле это все мне было не под силу . Люди разочаровывались во мне или смеялись над моими тщетными попытками . Не могла сказать людям НЕТ , даже если это было в ущерб мне. Да и сейчас все также, ничего не могу поменять . В целом, считаю себя очень глупой девочкой - клоуном и каждый раз, вспоминая прошлое ,хочется себя укусить, обозвать плохими словами , даже шепотом говорю себе, что ненавижу себя. Как отпустить это прошлое ? Как поднять себе самооценку ?(до сих пор везде и всегда кажется , что все надо мной смеются) И самая главная проблема , я не знаю кто я сама , чего хочу , какое мое истинное мнение по поводу той или иной ситуации, ведь я и мнение говорю то, которое хочет услышать мой собеседник. А если не дай Бог не сходится , у меня начинается паника , что начнется конфликт или со мной перестанут общаться. Очень сильно грузит это все изнутри, хочется выдохнуть и жить так , как хочется и не бояться ничего . Очень буду благодарна за ответ . Спасибо , что дочитали)
Автор вопроса: Айла Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Ракитская Марина Николаевна.
Здравствуйте, Айла.
Ответ для вас я построила в форме диалога. Постарайтесь ответить на вопросы письменно.
Чувства стыд и вина – хорошие манипуляторы, которые мешают собственному развитию. Описываете много грусти от потерянного времени. Вы хотите что-нибудь поменять в себе? Я надеюсь, что вы ответили «да».
«Большой минус мой - очень много врала и возлагала на себя много обязанностей , чтобы понравиться другим .»
Когда вы хотите понравится другим, какую свою потребность удовлетворяете?
Чаще всего это потребность в любви и внимании? Как у вас? Как по-другому вы можете удовлетворить данную потребность?
Или может вы акцентируете свое внимание на вранье?
Вы не можете отвечать за чувства других людей.
«В итоге , раскрывалась правда , а обещания не могла сдержать из- за того, что на самом деле это все мне было не под силу . Люди разочаровывались во мне или смеялись над моими тщетными попытками .»
Какие чувства вы ощущали в тот момент? Бессилие, разочарование? Что это было?
«Не могла сказать людям НЕТ , даже если это было в ущерб мне. Да и сейчас все также, ничего не могу поменять .»
Здесь вы обозначили вопрос границ. Вы разрешаете другим их нарушать. Почему?
Вы чувствуете, что это вам мешает, но не можете поменять? В чем причина этого?
«В целом, считаю себя очень глупой девочкой - клоуном и каждый раз, вспоминая прошлое ,хочется себя укусить, обозвать плохими словами , даже шепотом говорю себе, что ненавижу себя.»
Это прошлое до сих пор живет с вами. Вы его не отпускаете. Что такого особенного в нем?
Чтобы построить будущее, нужно жить здесь и сейчас. Что вы хотите сделать и можете сделать сейчас для себя?
Задание для вас. Написать все свои положительные и отрицательные качества. Подумать, как отрицательные качества вам помогают в жизни?
«И самая главная проблема , я не знаю кто я сама , чего хочу , какое мое истинное мнение по поводу той или иной ситуации, ведь я и мнение говорю то, которое хочет услышать мой собеседник.»
Хорошо, что вы это уже осознаете. Значит, что внутренняя работа над собой идет.
Многим людям сложно увидеть и рассмотреть себя.
А если вы скажете свое мнение, что произойдет?
Здесь могут быть такие примерные варианты: ваше мнение понравится – вы почувствуете радость, ваше мнение не понравится – вы почувствуете разочарование. Что пугает в этом?
«А если не дай Бог не сходится , у меня начинается паника , что начнется конфликт или со мной перестанут общаться.»
Здесь ощущается страх про непринятие собственных чувств.
«Очень сильно грузит это все изнутри, хочется выдохнуть и жить так , как хочется и не бояться ничего .»
Это происходит из-за того, что вы не можете и не умеете выражать свои собственные чувства и мысли. Вы хотите этому научиться?
В письме вы затрагиваете очень много вопросов. Работаю с такими запросами и приглашаю на их проработку.
Связаться со мной для дополнительной консультации можно через почту [email protected] или skype (указан в профиле).
Желаю удачи!
С уважением, Марина.