Я плакса и это очень мешает.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Проблема заключается в том, что во многих ситуациях я теряю самообладание и начинаю плакать. Когда меня обижают, когда я пугаюсь, когда вспоминаю какие-то травматичные события, когда попадаю в конфликт. Реакция всегда одна - слёзы. И это безумно мешает. Я могу пытаться успокоиться, как-то себя сдерживать, но, во-первых, человек/люди, с которым я в этот момент разговариваю уже увидел мою реакцию, что очень неловко. Во-вторых, я всё равно остаюсь в этом полу истеричном состоянии, что мешает трезво мыслить и адекватно реагировать.
Контролировать эту свою первичную реакцию я просто не могу. Она возникает раз за разом и я просто не понимаю как это изменить.
Я примерно понимаю почему это происходит - из-за потребности себя пожалеть и, отчасти, выплеснуть некое напряжение возникшее от сложившейся ситуации. Но мне же не три года, чтобы позволять себе реагировать подобным образом.
Я понимаю, что, скорее всего, на мой вопрос нет однозначного ответа, и я не смогу изменить свою реакцию по щелку пальца, и что всё это следствие некого комплекса проблем. Но в каком направлении мне хотя бы работать? На что обратить внимание? Почему подобная реакция может возникать? Заранее большое спасибо за ответ.
Автор вопроса: Алиса Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Морозова Елена Павловна.
Здравствуйте! Дорогая, Алиса, причин Ваших слез может быть множество. Давайте разберёмся в этом вместе.
Слёзы - это нормальная реакция организма на стресс или сильное эмоциональное переживание. Но также слезы могут сообщать нам о затянувшемся напряжении или не разрешенном внутреннем конфликте. В Вашем случае слезы могут служить показателем привычного поведения родом из детства и являться чертой характера. Давайте рассмотрим причины такой эмоциональной реакции даже на не значительные ситуации:
Причины частых слез или плаксивости многообразны и имеют как физиологические, так и психологические факторы.
К физиологическим относятся:
Неустойчивость нервной системы. При неустойчивом типе нервной деятельности процессы возбуждения и торможения быстро сменяют друг друга, что внешне проявляется частыми перепадами настроения, внезапными эмоциональными всплесками. Людей с такой особенностью по типу темперамента относят к меланхоликам или холерикам. Для них плаксивость характерна с рождения.
Гормональный дисбаланс. Раздражительность, слезливость усиливаются в периоды гормональных перестроек организма у женщин: при половом созревании, менструации, беременности, климаксе, после родов. Усиленное производство одних гормонов и недостаток других приводят к изменению активности отделов мозга, отвечающих за эмоциональное состояние.
Физические перегрузки. При неподготовленности организма интенсивные занятия спортом или тяжелый физический труд являются источником стресса, нарушают работу внутренних органов и систем. При невозможности полноценно восстановить силы повышается плаксивость и раздражительность, накапливается усталость. Постепенно формируется состояние истощения.
Дефицит витаминов. Причина слез при неполноценном питании – недостаток витаминов группы B. Они отвечают за работу нервной системы, производство гормонов, состояние кожи, тонус мышц. При их дефиците повышается раздражительность, снижается настроение и работоспособность, развивается инсомния, ухудшается аппетит. При продолжительном гиповитаминозе формируется депрессия, неврозы, гормональные нарушения, болезнь Бери-Бери.
К психологическим факторам относят особенности личности человека и внешние стрессовые раздражители, такие как:
Особенности воспитания. Причина плаксивости ребенка – отношение родителей. Иногда плач становится инструментом для привлечения внимания взрослых и получения желаемого. Если родители делают все, чтобы слезы прекратились – покупают игрушки, разрешают не идти домой с прогулки, не умываться – у ребенка формируются истерические черты характера. Другая причина плаксивости – неуверенность в себе, страхи, ощущение ненужности. Такой тип характера называется неврастеническим. При недостаточной любви и поддержке родителей плаксивость усиливается.
Стрессы. Негативные переживания, вызванные травмирующей ситуацией или ежедневными мелкими неурядицами, способны привести к состоянию стресса. На начальных этапах организм борется, активизирует физиологические и психические резервы. Благодаря этому человек сохраняет прежнюю работоспособность и эмоциональную уравновешенность. Затем наступает стадия истощения – организм устает бороться, а неблагоприятные воздействия продолжаются. На физиологическом уровне это проявляется головными болями и общим недомоганием, на психологическом – плаксивостью, раздражительностью, подавленностью.
Рутина. К нервному истощению могут привести не только стрессы, но и рутина в повседневной жизни. В ситуациях однообразной работы с повторяющимися стереотипными действиями и обедненной внешней средой снижается работоспособность. Монотония сопровождается переживанием скуки, апатии и неудовлетворенности жизни, плаксивостью. Особенно подвержены эмоциональным нарушениям женщины. Их плаксивость увеличивается при отсутствии дружеского общения и разнообразия досуга.
Также повышенная плаксивость как реакция на внешний раздражитель может проявляться при некоторых психических расстройствах.
Депрессия. При депрессивных расстройствах больные практически постоянно находятся в состоянии пониженного настроения, грусти, печали. У них отсутствует интерес к происходящему, поэтому их трудно отвлечь и развеселить. Слезы и плач появляются легко, часто без внешних причин.
Астено-невротический синдром. Неврастения возникает при сочетании психотравмирующего воздействия и интенсивных физических или умственных нагрузок. Провоцирующим фактором может стать хроническое недосыпание, эмоциональное выгорание. Проявляется раздражительностью, легкой утомляемостью, плаксивостью.
ПТСР. Иногда ничем не объяснимая плаксивость – симптом посттравматического стрессового расстройства. Внезапные слезы вызываются воспоминаниями о жутких сценах и травмирующих событиях из прошлого. Образы всплывают в голове непроизвольно, во сне и наяву, когда окружающая обстановка чем-то напоминает давнюю ситуацию (такой же запах, звук, фраза).
Генерализованное тревожное расстройство. Причины плаксивости у пациентов с тревожным расстройством – постоянная тревога, страх, навязчивые мысли, расстройства сна. При длительном течении данной патологии возникают панические атаки с вегетативными кризами (головокружениями нарушениями дыхания, сердцебиения). Слезливость становится еще более заметной, особенно у женщин.
Я бы Вам рекомендовала обратиться за помощью к специалистам разных направлений: эндокринологу и психотерапевту. Комплексное обследование поможет исследовать эмоциональную сферу Вашей личности и определить работу Вашей гормональной системы с целью качественного разрешения проблемы.
Для облегчения вашего состояния и корректировки реакции помогут:
Дыхательные упражнения. Для остановки начинающегося приступа плача необходимо устранить чувство спазма в горле и задержку дыхания. Легче всего это сделать с помощью дыхательной гимнастики, которая включает медленное и глубокое дыхание, глубокие вдохи через нос с шумным выдохом через рот, быстрое и интенсивное дыхание.
Физические упражнения. Такие как бег, гимнастика, фитнес. Они помогают снимать внутренние напряжение и позволяют вырабатывать гормоны радости, а также способствуют решению проблем.
Трансактный анализ. Согласно этому направлению, личность человека представлена тремя состояниями – Взрослого, Родителя и Ребенка. Плаксивость наиболее характерна для последнего, поскольку в плаче хранится сознательный и подсознательный опыт детства. На сеансах психотерапии пациента обучают оставаться в позиции Взрослого, анализировать ситуации и принимать решения, не позволяя эмоциям определять поведение. В позиции ребёнка мы можем ожидать от людей той реакции, которую сами провоцируем. Важно научиться заменить слезы на слова. И при общении с собеседником спокойно сообщать ему о своих чувствах и о том, что не устраивает.
Медикаментозная терапия может быть назначена психотерапевтом, в зависимости от сочетания симптомов и результата обследований.
Также очень важно для поддержания эмоционального равновесия установить режим дня и питания. Здоровый и крепкий сон способствует нормализации нервной системы. Здоровое питание улучшит работу иммунной системы и поможет справляться со стрессом быстрее.
5 минут медитации позволит успокоить нервную систему и снять лишнее напряжение.
Ведение дневника поможет развить позицию Взрослого. При неконтролируемых эмоциональных всплесках вы можете открыть дневник и описать в нем ситуацию, которая произошла с Вами, далее описать вашу реакцию на происходящее, что послужило её причиной и рядом сделать вывод о верной реакции, которую Вы хотели бы демонстрировать в позиции Взрослого.
Слёзы - это не всегда стыдно и плохо, они помогают нам снимать излишнее напряжение, тем самым облегчают работу всех систем организма. Все выше перечисленные рекомендации помогут облегчить Ваше состояние, но для устранения самой причины необходимо комплексное исследование Вашей личности и организма. Если необходимо моё сопровождение, буду рада помочь. Успехов Вам, Алиса и только радостных слез!