Тревога из-за прошлого, боязнь общения с людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Анастасия, мне 43 года, поставили тревожно депрессивное расстройство. Назначили антидепрессанты, нейролептики, ничего не помогло. Эмоционально фон не выровнялся. Прошлое не отпускает, зависла. У меня сын 16 лет, муж. Отработала 20лет, а сейчас пугает выход на новое место работы, стала бояться людей, да из дома почти не выхожу, страх, тревожное состояние не даёт покоя. Прогулки не успокаивают, тоску наводят. В таком состоянии я уже 9 месяцев. Предложили хорошую работу по специальности, я медик. Никак в руки себя взять не могу. Хотя сходила на собеседование, зато потом очень разнервничалась, дома сижу как в клетке. Никакой мотивации, интересов. Понимаю, что работать надо, а справлюсь не знаю, как вести себя. Сходила к психотерапевту не помог. Не много уверенности и было все неплохо. Просто так жить в Тоске уже устала. Ничего не радует. Одной тоже находиться страшно. Хотя это все в моей голове, я понимаю, но что то позитивные мысли плохо приходят. Стараюсь не зацикливаться плохо получается. Как то не могу выйти из депрессии. Дома все переживают, а помочь не могут. Как выйти тоже не знаю.. Очень хочется поправиться. Сон стал нарушаться, тоже плохо. Трудно утром сосредоточиться. По характеру я ещё очень эмоциональный человек. И ко всему ещё боюсь оставаться одна.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 43

На вопрос отвечает психолог Соловьева Анна Романовна.
Здравствуйте, Анастасия.
Ваша проблема – тревожно-депрессивное расстройство – набирает обороты последнее время. Факторы способствующие возникновению: стресс, неопределенность, разрушение привычных стабильности и безопасности, потеря контроля над ситуацией, психотравмирующий опыт.
Здесь важно понять блокирующий механизм проблемы. Суть его в том, что большинство стратегий, к которым мы прибегаем в попытках помочь себе и облегчить страдания, работают против нас, все больше блокируя:
- стратегия избегания каких-либо перемен и действий приводит к тому, что становится все сложнее выходить из дома, общаться и взаимодействовать с людьми. Блокируется любая деятельность, возникает потребность в помощи для совершения звонка, похода в магазин и т.д.;
- обращение за помощью приводит к укреплению мысли, что самостоятельно невозможно справиться;
- обсуждение с другими проблемы и не конструктивный поиск информации - также убеждают в уникальности и непоправимости ситуации. Сочувствие или раздражение близких, удивление и непонимание ...
Выход же лежит за пределами сложившейся "зоны комфорта", в проживании нового успешного опыта взаимодействия с окружающим миром.
Стратегия выхода выстраивается индивидуально в процессе психотерапии. Сначала изучаем ваши предпринятые попытки решения, выявляем блокирующие, и заменяем их на эффективные стратегии. Здесь потребуются ваши волевые усилия и готовность к изменениям, необходима энергия, которой дефицит в депрессивном состоянии. Таким образом параллельно, а возможно и первично идет терапия депрессивного состояния. Так работает краткосрочная стратегическая терапия, когнитивно-поведенческая аналогично.
Требуется комплексный подход. Тем более на фоне медикаментозной коррекции состояния. Есть клиники, которые хорошо выстраивают подобную комплексную терапию, например, клиника неврозов им. Соловьева (сейчас НПЦ им. З.П. Соловьева). После выравнивания депрессивного компонента, желательно продолжить работу с вашими блокирующими механизмами страха и тревоги индивидуально со специалистом. Обращайтесь, буду рада помочь.
Для самостоятельного изучения могу порекомендовать книги Дж. Нардонэ «Страх, паника, фобия»; Роберт Лихи «Победи депрессию прежде, чем она победит тебя», «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой».
Удачи вам, Анастасия.
С уважением, Анна Соловьева.
@annavsegdaprava