В последнее время все раздражает, срываюсь на родных, что делать?

Вопрос психологу:
Год назад бывшая лучшая подруга рассорила нас с парнем, мы расстались. На следующий день я узнаю что они начали встречаться. Была ужасная боль, потеряла себя, словно разбилась на миллион кусочком. Время прошло, почти все забылось. Но все же боль есть. А сейчас чувствую себя непонятно. Постоянная усталость, всегда хочется спать, нервы, раздражительность, весь день за уроками но ничего не успеваю, сложно сосредоточиться, не могу заснуть без посторонних звуком(засыпаю только под звуки фильма и тд) и срываюсь на родных. Из-за этого испытываю чувство вины. Но когда хочу извиниться, то опять все идет не по плану. А также часто вспоминаю свое детство. Мама часто ругала, била и была жестокой ко мне. А сейчас мне просто некому выговориться. Не хочу казаться слабой в глазах друзей, а сестра общается со мной только тогда, когда ей что-то нужно(а в остальное время она игнорирует все мои слова). А когда пытаюсь что-то сказать маме, она меня затыкает. Ей не нравится когда я что-то говорю, неважно что, она просто ненавидит, когда я открываю рот. А папа никогда не интересовался моей жизнью. Ему всегда было как-то "по барабану" на меня. А еще мне кажется что у меня началась депрессия, а также паранойя. В прошлом году на меня почти напал маньяк, с тех пор много чего боюсь. И я часто нервничаю. Буквально любая вещь может вывести меня из себя. Ну если коротко то вот мои проблемы.
Автор вопроса: Sara Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Мачнева Мария Сергеевна.
Здравствуйте, Sara!
Звучит так, что у Вас были очень непростые последние несколько лет (расставание с парнем, предательство подруги, нападение) и груз всего этого накопился и теперь дает о себе знать. Тем более, что Вы пишете о том, что Вам не с кем было поделиться своими переживаниями. Насколько я поняла, у Вас с родными не очень близкие и теплые отношения и получить поддержку от них у Вас не получается. А почему Вы боитесь поговорить со своими друзьями? Зачастую как раз друзья оказываются теми людьми, кто готов выслушать и поддержать в сложной ситуации. Вы написали, что не хотите казаться слабой в их глазах – а почему Вы думаете, что Ваши друзья сочтут Ваш рассказ про текущие трудности слабостью? Они тоже никогда не делятся с Вами какими-то своими проблемами или переживаниями? Или, может быть, они прямым текстом говорили, что считают подобные разговоры «нытьем», или осуждали за это других? Если прямых указаний на то, что Ваши друзья считают подобные разговоры признаком слабости, не было, то, возможно, все же стоит попробовать поделиться с ними своими переживаниями. Можно начать с чего-то небольшого - например, сказать, что Вы сегодня чем-то расстроены – и посмотреть, как на это отреагируют Ваши друзья. И уже исходя из их реакции, решить, готовы ли Вы рассказать им о чем-то большем.
В любом случае хочу предложить Вам технику, которую Вы можете выполнять самостоятельно. Она называется «свободное письмо», и ее лучше использовать в конце дня или когда Вы чувствуете, что Вас переполняют эмоции. Стоит заранее решить, будете ли Вы писать от руки или печатать на компьютере (планшете, телефоне и т. д.), и выделить полчаса свободного времени, чтобы Вас ничто не отвлекало. Суть техники заключается в том, чтобы записывать все мысли, которые приходят Вам в голову в течение этих 30 минут, не пытаясь их как-то оформить или логически связать. Просто фиксировать все, о чем Вы будете думать. Будут ли это полные предложения или лишь отрывки фраз, а может и просто слова, совершенно не важно. Равно как и грамматика и пунктуация – чем меньше Вы будете анализировать то, что пишете, тем лучше. Подобный способ письма поможет Вам выплеснуть эмоции и переживания и немного дистанцироваться от них, а иногда и найти какие-то конструктивные решения текущих трудностей.
Еще Вы пишите, что срываетесь на родных и испытываете из-за этого вину, а извиниться не получается. Интересно, что Вы чувствуете себя виноватой в ситуации, когда Ваша сестра Вас игнорирует, мама не дает Вам высказаться, а папа не интересуется Вашей жизнью. Испытывают ли Ваши родные вину перед Вами за то, как они с Вами общаются? И стоит ли чувствовать себя виноватой за свои срывы в таких обстоятельствах? Если Вы считаете, что срываться на окружающих в любом случае не стоит, постарайтесь отследить, что происходит непосредственно перед тем, как случается очередной срыв. Что Вы чувствуете, о чем Вы думаете в такие моменты? Определив проблемные мысли и ситуации, можно будет с ними дальше работать, чтобы научиться спокойнее на них реагировать. Также можно использовать дыхательную технику, чтобы сбросить напряжение и помочь себе расслабиться. Например, дыхание «по квадрату»: найдите какой-нибудь квадратный или прямоугольный предмет перед собой (например, стенку), посмотрите на верхний левый угол и вдохните на 4 счета; затем переведите свой взгляд на верхний правый угол и задержите дыхание на 4 счета; направьте свой взгляд на правый нижний угол и выдохните на 4 счета; посмотрите на нижний левый угол и снова сделайте паузу длиной в 4 счета; начните новый вдох с верхнего левого угла и повторите весь цикл 10-15 раз. А когда Вы хотите извиниться, постарайтесь заранее продумать что и как Вы будете говорить, а также то, что может пойти не так, и то. как Вы сможете отреагировать на это конструктивным способом. Не менее важно в таких ситуациях понять, почему Вы хотите извиниться, и, когда будут возникать непредвиденные трудности, напоминать себе о том, почему Вам важно это сделать.
Наконец, Вы упомянули, что Вам трудно сосредоточиться на уроках и Вы мало успеваете делать. Тут желательно организовать себе оптимальные условия для учебы, чтобы Вас ничего не отвлекало в процессе, а все необходимые материалы и инструменты были под рукой. Многим важна тишина во время учебы, однако кому-то, наоборот, помогает ненавязчивая музыка на заднем плане – тут стоит поэкспериментировать с тем, что больше подойдет именно Вам. Еще желательно заранее составить себе расписание и делать регулярные перерывы, чтобы передохнуть или ненадолго переключить свое внимание на какое-то другое занятие (например, походить или сделать небольшую зарядку). Поскольку Вам сейчас трудно дается концентрация, лучше начинать с небольших периодов учебы – скажем, после каждых 30 минут делать 10-минутный перерыв – и постепенно увеличивать продолжительность учебных «сессий». Если Вас во время учебы будут отвлекать мысли о других вещах, можно каждый раз говорить себе «стоп, я подумаю об этом позже» и возвращать свое внимание к учебному материалу. В этом случае нужно будет заранее решить, когда Вы выделите себе полчаса на то, что чтобы подумать о всех отложенных мыслях, потому что важно, чтобы Вы были уверены, что действительно сможете к ним вернуться позже, если у Вас возникнет такая необходимость.
Надеюсь, что мой ответ Вам будет чем-то полезен, а Вы найдете необходимые ресурсы для того, чтобы справиться с этим непростым периодом!
С уважением,
Мария Мачнева
P. S. Если Вы захотите обратиться ко мне за консультацией, со мной всегда можно связаться по почте ([email protected]) или в скайпе (machnevamasha).