Я боюсь заводить близкие отношения.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 29 лет, живу с родителями, работаю. У меня очень мягкий характер, все держу в себе. Трудности и тревожные мысли не с кем разделить. Мне трудно строить отношения с другими людьми, я боюсь что они меня отвергнут. Неосознанно я их отталкиваю, так происходит с детства. Близких друзей нет. Отношений до сих пор не было. У меня есть только родители, я одна в семье. Родственники говорят, выходи скорее замуж, тебе скоро 30 лет. Но я даже не могу завести подругу, куда мне до замужества.
В повседневной жизни, дома и на работе, я очень страдаю от своей нерешительности и нерешительности. Я могу находится в помещении с другими людьми целый день и ничего не сказать. Со сверстниками среди родственников мне тоже тяжело общаться, когда я пытаюсь заговорить, получаю односложные ответы на этом разговор заканчивается С противоположным полом боюсь знакомится и общаться. Начинаю стесняться и могу наговорить лишнего. Самой трудно справится и изменится, для меня это словно пытка, с каждой попыткой чувствую себя все хуже. Иногда появляются мысли о суициде. Все самые прекрасные года пролетели мимо меня за мгновение. Пожалуйста посоветуйте как мне быть. Я хочу измениться, выйти замуж и завести друзей, но ничего не получается.
Автор вопроса: Алма Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Мачнева Мария Сергеевна.
Здравстуйте, Алма!
Спасибо за Ваше обращение. Мне жаль, что Вам столь трудно дается общение с людьми и что Вам из-за этого не хватает поддержки и близких доверительных отношений с окружающими! То, что Вы описываете похоже на социофобию - страх социальных ситуаций и взаимодействия с окружающими из-за потенциальной возможности быть негативно оцененным или отвергнутым. Лучше всего обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, который мог бы Вам помочь преодолеть этот страх и научиться выстраивать отношения с окружающими; с подобными страхами, например, хорошо работают направления когнитивно-поведенческой терапии, терапии принятия и ответственности и краткосрочной стратегической терапии. Еще для Вас может быть полезным тренинг ассертивного поведения, на котором слушателей обучают твёрдо и уверенно, но вежливо отстаивать свои интересы во время взаимодействия с окружающими. Попробуйте поискать подобные тренинги в своем городе. Наконец, Вы можете начать с самостоятельного изучения литературы по теме социальной тревоги и попробовать предложенные там техники и упражнения. Из того, с чем я знакома и что могу порекомендовать - это «Тревога и беспокойство: когнитивно-поведенческий подход» (Кларк Д., Бек А.), «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой»(Лихи, Р.) и «Осознанность или тревога. Перестань беспокоиться и верни себе свою жизнь» (Орсильо С., Ремер Л.). Как видно из названий, данные руководства посвящены более общей теме тревоги, но механизмы работы тревоги и социофобии во многом похожи, и в этих книгах они хорошо описаны. Кроме того, в двух из упомянутых книгах есть разделы, посвященные непосредственно страхам, возникающим в социальных ситуациях. Я правда читала эти книги в оригинале, поэтому не знаю, насколько хорошо они переведены на русский. В любом случае Вам предстоит начать оттачивать свои навыки общения с окружающими, постепенно увеличивая степень своей вовлечённости в социальные отношения, потому что наиболее эффективный способ справиться с социальной тревожностью - это на практике убедиться, что в общении с окружающими нет ничего опасного и что Вы можете с этим справиться. И здесь как раз может потребоваться поддержка специалиста, который поможет Вам пройти весь путь до конца и не сдаться раньше времени, если поначалу не все будет получаться.
Что Вас может ожидать при обращении к психологу или психотерапевту? Если говорить про когнитивно-поведенческий подход, то сначала Вам предложат изучить Ваши представления и ожидания от общения с окружающими, чтобы понять, почему Вас пугает перспектива быть отвергнутой. Ведь по сути в этом нет ничего опасного - да, это может быть неприятно, но в большинстве случаев отвержение окружающих не несет никакой реальной угрозы и мало на что влияет. Вам также предстоит изучить мысли, возникающие у Вас непосредственно в социальных ситуациях, и оценить, насколько реалистично они описывают действительность. В случае фобий и тревоги подобные мысли зачастую отражают искаженный образ реальности, что и заставляет человека испытывать страх или дискомфорт - например, кому-то может казаться, что, если он запнется во время публичного выступления, это будет непоправимая катастрофа, которая навсегда изменит его жизнь, в то время как слушатели даже не заметят, что человек сделал ошибку. Далее специалист предложит Вам составить список пугающих Вас действий и постепенно начать их выполнять: сначала те, что вызывают наименьший уровень тревоги, а потом и те, что пугают больше. Основная цель данного этапа - это помочь Вам привыкнуть к социальному взаимодействию с окружающими и через регулярное повторение вызывающих дискомфорт действий снизить Вашу тревогу. Как правило, поначалу бывает страшно, но с практикой становится легче, а уровень тревоги падает. Кроме того, при выполнении подобных действий Вы сможете на личном опыте убедиться, что многие Ваши ожидания относительно негативных последствий взаимодействия с окружающими не оправдываются, а также повысить свою уверенность в собственных навыках путем приобретения нового удачного опыта общения, который рано или поздно обязательно будет. Чтобы помочь Вам справиться с физическими проявлениями тревоги, психолог или психотерапевт обучит Вас техникам релаксации. Наконец, если окажется, что Вам не хватает каких-то навыков для налаживания контакта с окружающими, специалист может предложить ролевые игры, с помощью которых Вы сможете потренироваться в том, что и как говорить в различных ситуациях.
Вы пишите, что Вам не с кем поделиться своими трудностями и переживаниями - а если использовать для этого уже имеющиеся у Вас отношения? Есть ли среди Ваших родственников какой-то человек, с которым Вам было бы комфортно поговорить при необходимости? Или, возможно, среди Ваших коллег есть кто-то, с кем Вам было бы интересно подружиться? Если такой человек есть, можно начать делать небольшие шаги ему или ей навстречу: например, улыбнуться при встрече, спросить, как дела или как прошли выходные. Иногда во взрослой жизни бывает труднее завести новых друзей, чем в детстве, просто потому дети менее требовательны друг к другу: если им интересно и весело вместе играть, они уже друзья. Более того, в детском возрасте больше свободного времени, которое можно проводить со своими приятелями, а такие учреждения, как школа и различные секции и кружки, позволяют детям регулярно видеться в течение продолжительного периода времени. Однако это не значит, что найти новых друзей во взрослой жизни невозможно. Существует множество занятий по интересам, различных курсов, выставок и мероприятий, на которых можно найти единомышленников. Подумайте, что Вам интересно и где Вы можете встретить людей со схожими интересами? Прелесть новых друзей во взрослом возрасте в том, что люди уже знают, что для них важно и ценно в дружбе и в других людях, поэтому, если они сходятся на основе общих интересов и ценностей, велика вероятность того, что они продолжат общаться и в будущем, даже если вдруг обстоятельства изменятся и они, скажем, больше не будут жить рядом или регулярно видеться на совместных занятиях.
Вы также говорите, что самое прекрасное время для Вас уже прошло, но действительно ли это так? Есть ли какие-то объективные или биологические причины, по которым лучшие года в жизни любого человека - это первые несколько десятилетий? У всех ли людей жизнь складывается наиболее удачно в период, пока им по двадцать с небольшим лет? Ведь кто-то еще продолжает себя искать в это время, сталкивается с новыми трудностями, растет и учится на своих ошибках. А для кого-то лучшие годы могут настать значительно позже - скажем, после выхода на пенсию, когда неожиданно появляется возможность заняться тем, что всегда было интересно, но на что раньше не хватало времени. Как Вы думаете, что бы Вы могли предпринять сейчас, чтобы улучшить свою жизнь? Какие возможности у Вас есть сегодня или могут появиться в будущем? Что можно сделать в настоящий момент, чтобы лучшие годы были еще впереди, а не позади?
Алма, желаю Вам найти необходимые ресурсы или подходящего специалиста, чтобы начать делать первые шаги в сторону желаемых изменений! Год потихоньку подходит к концу, и, на мой взгляд, это прекрасное время, чтобы решить, что Вы хотите изменить в своей жизни и как Вы можете это сделать, а также подготовиться к встрече нового года с верой в то, что положительные изменения не только возможны, но и практически неизбежны. Хороших Вам праздников и прекрасных новых возможностей в 2021 году! А если у Вас останутся вопросы, со мной всегда можно связаться по почте ([email protected]) или в скайпе (machnevamasha).
С уважением,
Мария Мачнева